Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЯ. — интенсивно идет сенсомоторное развитие: прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами





ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ДЕТСТВА (1—3 года)

— интенсивно идет сенсомоторное развитие: прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности;

— РЕЧЕВОЕ общение, развитие понимания речи взрослых, расширение запаса слов, овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года строит предложения, в 3 года — правильное согласование окончаний слов в предложении) — развитие словесных обобщений;

— СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ И АКТИВНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЯЗЫКОМ в общении с людьми; РЕЧЬ становится средством развития МЫШЛЕНИЯ и саморегуляции поведения;

— ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ раннего детства — ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТЬ (совместно со взрослыми и затем самостоятельно);

— овладение человеческими действиями: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам;

Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ;

—Любознательность ребенка (Что это? Почему? Зачем?), интерес к сказкам, стихам и пр.

— Появление игровых действий (игры — подражания действиям взрослых);

— Развитие восприятия (цвет, формы, размеры), выделение устойчивых признаков предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления (группируют предметы по цвету, форме);

— Становление элементарного самосознания («Я — сам»), начало развития способности к произвольной саморегуляции;

— Овладение умениями чистоплотности, саморегуляции своих физиологи­ческих функций;

— Формирование самостоятельности, автономии, опрятности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнения в своих способнос­тях регулировать функции организма;

— КРИЗИС 3-х лет как самоутверждение самостоятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3—6 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА, освоение норм поведения и деятель­ности людей);

— 3—4 года — самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых». («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм). ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);

— 5—6 лет — гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правила­ми), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры — соревнования»;

— Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;

—Развитие способностей рисования, музыкальных способностей (пони­мать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;

— ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;

— Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам);

— Восприятие сказок (сказки как средство эмоционального и информаци­онного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей);

— Развитие воли, произвольности действий;

— Любознательность (в 4—5 лет — «почемучки»);

— Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктив­ному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию)

— Изобразительная деятельность ребенка, детское творчество в рисунках (детское искусство носит экспрессионистский характер — ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния), существует связь между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности. (Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную детскую речь, как средство осмысления и выражения переживаний и знаний ребенка.);

— Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4—5 лет),затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;

— Развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);

— Развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепен­ный переход к операционному уровню;

— Интерес к половым органам, к рождению детей; фаллическая стадия психосексуального развития (в 3—4 года); формирование и преодоле­ние Эдипова комплекса (в 5—6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;

— Формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития;

— Формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;

¾ Формирование новообразований:

возникновение первого цельного детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения;

возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);

возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);

возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.).

— Формирование готовности к школе, которая проявляется не формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:

произвольность поведения — умение контролировать свою двигатель­ную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчинять­ся правилам;

учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость;

в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рацио­нальный подход к действительности, логическое запоминание, зритель­но-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); умение использовать в деятельности знаково-символические средства: замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;

в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы.

Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «Готовность к школе» Н.И. Улановской и др. методики.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6—11 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБА

— Перестройка познавательных процессов — формирование произвольно­сти, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внима­ния, произвольного целенаправленного восприятия—наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, памяти (прежде всего механической памяти).

НОВООБРАЗОВАНИЯ:

— Развитие мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ. (Переход процессов мышления на новую ступень и связан­ная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте);

— Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением;

— Развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность);

— Формируется внутренний план действий (ребенок уже может выполнять действия про себя — умственные действия):

усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;

овладение навыками домашнего труда;

расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель);

¾ Формирование отношений в учебном коллективе:

игры развивающие занимают второе место после учебы;

формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;

формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, " школьные неврозы".

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (11—14 лет)

— Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

— Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

— САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми, негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста, отвращение к необоснованным запретам, восприимчивость к промахам родителей и учителей);

— ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости " завоевать" признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск «своей» компании;

— Формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;

— Возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;

— Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

— Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

— Развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

— Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;

— Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость;

— Склонность к риску, афессивности как приемам самоутверждения;

— Появление сексуальных влечений и интересов;

— Формирование САМОСОЗНАНИЯ своего "Я", эгоидентичности;

— Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;

— Центральное личностное новообразование — возникает «чувство взрослости»;

— второе психологическое рождение ребенка — «страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);

— Новообразования:

возникновение социального сознания и самосознания;

самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ЮНОСТИ (14 —18 лет)

— Формируется САМОСОЗНАНИЕ — представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;

— Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность САМОВОСПИТАНИЯ;

— Возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ;

— Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ;

— Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

— Формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ — как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

— Увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ;

—СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ;

— Пренебрежение к советам старших;

— КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия;

— Сухой рационализм, практицизм;

— Стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ, заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости;

— Стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ — основной мотив познава­тельной деятельности;

— ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности, ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;

— ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. Формируется отношение к зарождающимся СЕКСУАЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЯМ;

— Возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы;

— Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;

— Недостаточное осознание последствий своих поступков.

Психологическое новообразование: умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………...

 

Тема 1. Общее представление о психологии

как науке ……………………………………………

Тема 2.Понятие о психике и сознании…………..

Тема 3. Методы современной психологии……….

Тема 4. Личность…………………………………….

Тема 5. Личность и деятельность…………………

Тема 6. Общение…………………………………….

Тема 7. Межличностные отношения в группах

и коллективах………………………………………

Тема 8. Конфликт…………………………………..

Тема 9. Темперамент………………………………

Тема 10. Характер………………………………….

Тема 11. Способности……………………………...

Тема 12. Внимание…………………………………

Тема 13. Сенсорно-перцептивные процессы…….

Тема 14. Память……………………………………

Тема 15. Мышление……………………………….

Тема 16. Воображение………………………….…

Тема 17. Эмоции и чувства……………………….

Тема 18. Воля………………………………………

Тема 19. Возрастная психология………………….

 

Литература…………………………………………….

Приложения …………………………………………..

 

Date: 2015-10-19; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию