Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты PISA - национальная проблема или стимул к развитию?





В свою очередь, международный исследовательский проект PISA ориентиро­ван на оценивание у 15-летних школьников таких общих межпредметных компетенции (умений), как «математическая грамотность», «компетентность чтения» и «решение проблем».

Понятие «математическая грамотность» трактуется авторами проекта как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в ко­тором он живет, высказывать хорошо обоснованные суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребнос­ти, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». В этом определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, поз­воляющую свободно использовать свои математические знания для разрешения различного рода практических и теоретических проблем и задач, встречающих­ся в своей деятельности. Поэтому в тестовых заданиях учащимся предлагались не типичные учебные математические задачи, характерные для наших провероч­ных и экзаменационных работ, а проблемные ситуации, в которых надо сначала выделить конкретную задачу, решаемую средствами математики.

В материалах Р18А значительное место занимают также задания, посвящен­ные исследованию (оцениванию) комплекса умений, связанных с анализом и пониманием текстов - «компетентность чтения». Эту компетентность можно также назвать «компетентностью понимания». По своему содержанию тексты, используемые в заданиях Р18А, охватывают самые различные области челове­ческой практики:

• Текст посвящен описанию какой-либо профессиональной деятельности (деятельность специалиста-оптика в отделе торговли очками или актерские про­фессии).

• Текст посвящен практическим действиям и поведению в конкретной жиз­ненной ситуации (например, что нужно делать при подготовке к собеседованию при устройстве на работу в компанию, а также в ходе собеседования).

• Приводятся тексты высказываний участников дискуссии, посвященной об­суждению какой-то насущной проблемы.

• Текст публицистического содержания.

• Текст имеет научно-популярное содержание, описывающее какие-либо ре­зультаты научных исследований, научные гипотезы, выводы.

• Текст посвящен описанию определенного научного исследования, его гипо­тезы, результатов и выводов.

• Рекламный текст.

• Текст посвящен описанию какого-нибудь технического устройства (напри­мер, устройство приливной электростанции).

• Текст литературный, содержание которого позволяет принципиально по-разному его интерпретировать.

• Реестр товаров с их кодами и стоимостью.

При работе с текстовым материалом учащимся нужно продемонстрировать следующие умения (перечень умений составлен автором на основе анализа тес­товых заданий PISA):

• уметь определить цель (цели) написания данного текста;

• уметь выделить основную мысль (мысли), содержащуюся в тексте;

• уметь определять адресата текста, то есть к кому текст обращен;

• уметь отличать в тексте содержание от стиля, то есть что написано, от того, как это написано;

• уметь определять свой смысл прочитанного текста;

• уметь выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста;

• уметь найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содер­жание;

• уметь найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее какое-либо человеческое качество - чувство, переживание, мысль.

Важнейшее место в исследованиях в рамках проекта PISA уделено блоку «Решение проблем». Организаторами исследования предполагается, что ре­шение проблем должно находить свое место в содержании и программах всех учебных предметов. Это связано с тем, что в условиях реальной жизни компе­тентность в решении проблем является основой для дальнейшего обучения, для эффективной профессиональной деятельности, участия в жизни общества, для организации своей личной жизни.

Анализ заданий, связанных с решением проблем, позволяет определить их характерные особенности. Все задания подобного типа представляют собой описание некоторых жизненных практических ситуаций. В каждой из них содержится «проблема», решение которой требует от учащегося использовать предметную информацию, полученную в процессе обучения, учитывать и из­влекать информацию из текстов, графиков, диаграмм, таблиц, используя при этом интеллектуальные умения различного вида.

Например, при работе с текстами, а также с диаграммами, графиками и таб­лицами учащемуся требуется проявить следующие умения наиболее общего ин­теллектуального характера:

1. Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо извест­ной точки зрения.

2. Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов.

3. Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения.

4. Уметь понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграм­мы, графики, таблицы).

5. Уметь извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для ре­шения практической задачи.

6. Уметь обобщать факты и делать выводы. (Например, при ответе на вопрос: «Как вы думаете, чувства отца и его поведение по отношению к сыну типичны и для нашего времени?»)

7. Уметь сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме, и делать на основе сравнения выводы.

8. Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на ос­нове анализа выводы, объясняющие что-либо.

9. Уметь различать мнения и факты в высказывании человека.

10. Уметь определять, к какой деятельности относится то или иное действие.

11. Уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив.

12. Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имею­щихся фактов.

13. Уметь определять причины поступков людей (персонажей данной ситуа­ции) или явлений.

Как видно, приведенный перечень умений не относится к какой-то предметной области, изучаемой в рамках школьной программы. Кроме того, в заданиях про­блемного типа почти не используются знания из таких учебных предметов, как физика или математика, за исключением совершенно элементарных сведений.

В заключение в качестве примера приведем описание одного задания, взятого из тестовых материалов PISA. К сожалению, мы не можем привести это задание в оригинале. Его распространение регулируется законом об авторском праве.

В начале теста приводятся высказывания пяти молодых людей на тему, связан­ную с исследованием космоса и экологическими проблемами. Во второй части со­держится несколько вопросов. В одном из них учащийся должен выбрать из четы­рех вариантов вопросов тот, который, с его точки зрения, является тем главным воп­росам, на который пытаются дать ответ участники дискуссии. В другом вопросе он должен определить, кто из участников дискуссии «наиболее точно» опровергает аргументы определенного участника дискуссии. В вариантах «А», «В», «С» и «В» приводятся имена участников дискуссии. Третий вопрос формулируется примерно таким образом: «С какими идеями, представленными участниками дискуссии, вы согласны больше всего?» И далее: «Объясните своими словами свой выбор и идеи, высказанные участниками дискуссии». В третьей части теста проверяется уме­ние различать учащимися мнения и факты в высказываниях людей. Инструкция: «Прочитайте высказывания участников дискуссии и определите, к какой катего­рии - «мнение» или «факт» - их можно отнести. Приводится таблица, в которой в одной колонке даются выдержки из высказываний участников дискуссии, а в дру­гой - мнение или факт (мнение/факт). Свой вариант ответа нужно обвести кружочком.

Как видно из приведенного примера теста, задание направлено на выяснение наличия у учащихся ключевой компетенции, связанной с пониманием текста. Причем не просто авторского текста, посвященного какой-то проблеме, а текс­тов высказываний людей в ситуации дискуссии. Сюда входят:

• Определение главного вопроса или проблемы дискуссии.

• Определение сходства и различия в точках зрения участников дискуссии.

• Определение аргументации в пользу той или иной позиции.

• Рефлексия своей позиции относительно обсуждаемой проблемы в сравне­нии с представленными.

• Объяснение смысла своей точки зрения с опорой на идеи, высказанные участниками дискуссии.

• Понимание, чем мнение отличается от фактов.


ЛИТЕРАТУРА

1. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования (ЕФО), 1997.

2. Концепция ключевых компетенций и ее внедрение в систему австрийс­кого среднего образования. ZSE – Zentrum fur schulentwicklung. Abteilung II: Evaluation und schlforschung 2002.

3. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. http://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga_2/kniga_2.doc

4. ЗинченкоВ.П. Психологические основы педагогики. - М.: 2002.

5. Иванов Д.А., МитрофановК.Г., СоколоваО.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: 2003.

6. Ключевые компетенции 2000. Программа. OCR, RECOGNIZING ACHIEVEMENT

Oxford Cambridge and RSA Examinations

7. Определение и отбор ключевых компетенций (DeSeCo): Теоретические ос­нования. Стратегический доклад http://www.ippd.univers.krasu.ru/bibl/pedagog_razvitie/p10_o001.doc

8. Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. - М.: Всемирный банк, 2003.

9. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. Аналитический обзор. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.

10. Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer (пер. с английс­кого Е.Орел). Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства.

Источник: OPEN UNIVERSITY OF THE NETHERLANDS. Дата публикации: 12 мая 2004 года http://www.ht.ru/press/articles/print/art26.htm

Date: 2015-09-22; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию