Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъективно-идеалистическая ориентация этических учений античности





 

этические учения античности

1. Идеализм Платона

2. Этика Аристотеля

1. Ученик Сократа Платон (427 - 347 гг. до н. э.) развивал идеи своего учителя, систематизировал этические идеи на объективно-идеалистической основе. Согласно Платону мир дуалистичен. Он включает в себя:

• мир явлений (видимый мир);

• гармоничный мир вечных идей - эйдосов (в нем пребывают души людей до рождения в видимом мире). Идеи являются прообразами всего существующего в видимом мире. Составляющие концепции Платона.

• Индивидуальная этика - учение о совершенствовании человека (нравственном, интеллектуальном), гармонизации души человека. Платон считал, что смысл жизни человека заключается в приближении к миру идей путем самосовершенствования.

Мудрец должен стремиться к выходу из несовершенного видимого мира и воссоединению с гармоничным миром идей.

Добродетели основаны на сторонах души человека:

• мудрость (разумная сторона);

* мужество (волевая сторона);

* умеренность (аффективная сторона).

Добродетели являются врожденными качествами, душа человека вспоминает то, что знала до рождения.

• Социальная этика. В утопическом трактате "Государство" Платон обосновывает моральную иерархию, которая соответствует иерархии социальной. Каждая добродетель присуща тому или иному сословию:

* мудрость - правителям;

* мужество - воинам;

* умеренность - крестьянам и ремесленникам;

* справедливость является добродетелью государства (но не качеством личности), реализуется с помощью жесткой политической иерархии;

* рабы лишены добродетелей вообще.

Платон утверждал приоритет социальной гармонии. Интересы индивида отходят на задний план. Нравственность индивида должна быть социально значимой. Человек согласно Платону становится нравственным тогда, когда подчиняет свою жизнь интересам общества в целом.

В труде "Законы" Платон утверждал, что добродетель народа является ложной, "торгашеской". Философская добродетель является истинной, она присуща правителям. Мудрец, философ должен стремиться к выходу за пределы чувственного мира, воссоединению с миром вечных идей.

2. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) из города Стагира:

• ввел термин "этика";

• классифицировал этические понятия;

• обосновал этику как систему научного знания;

• написал первые этические труды "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика";

• обобщил этические взгляды предшественников в синтетическую теорию морали;

• сформулировал основные проблемы этики и т. д.

Согласно Аристотелю этика - это прикладная наука, изучающая нравственность, добродетели, цель которой - сделать человека моральным (а значит, счастливым).

Этике Аристотеля присущ эвдемонизм: высшая цель человека - блаженство, счастье, которое заключается в разумной деятельности (благо - не только результат морального действия, но и само действие), чувстве удовлетворения от моральной деятельности.

Аристотелю чужд идеализм Платона. Он считал, что человек должен обрести счастье в эмпирическом, видимом мире. Поэтому задачами этики являются: дать человеку моральные знания, научить его моральному поведению.

Аристотель утверждал, что добродетели:

• являются не врожденными, а благоприобретенными в процессе воспитания качествами;

• в основе имеют природные страсти (страх и т. п.), которые морально нейтральны;

• возникают тогда, когда человек дает оценку страстям.

Воспитание, по Аристотелю, - борьба с крайностями в проявлении страстей. Добродетель - это "золотая середина" между крайностями. Например, добродетель - щедрость, крайности - скупость и мотовство добродетелями не являются.

Главная добродетель - справедливость. Аристотель выделял справедливость:

• распределяющую (политическую): разделение благ соответственно достоинству людей;

• уравнивающую (экономическую).

"...Мерило достоинства... граждане демократии видят... в свободе, олигархия - в богатстве, аристократия - в добродетели" (Аристотель).

Согласно Аристотелю человек способен достичь счастья, только руководствуясь разумом.

Аристотель разделял добродетели на дианоэтические (интеллектуальные и этические (волевые). Истинно нравственным поведение является тогда, когда разум согласован с чувствами (единство этических и дианоэтических добродетелей).

Поступки могут быть:

• добровольными, преднамеренными - их характеризуют наличие мотиве сознательный выбор. Только добровольные поступки можно оценивать этически (одобрять или порицать);

• недобровольными, которые совершаются без свободного волеизъявления (могут вызывать сочувствие и т. п.).

Аристотель считал, что гармония во взаимоотношениях человека и общества возможна при выполнении следующих условий:

• со стороны индивида - разумно ограничивать потребности, ориентироваться на общественное благо;

• со стороны государства - защищать интересы граждан, учитывать потребности человека.

Аристотель также рассматривал проблемы, имеющие большое значение для развития этики:

* общения (учение о дружбе);

* единства этики и политики;

· ответственности в морали и т. д.

 

Date: 2015-09-22; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию