Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы управления





Основными законодательными актами, направленными на обеспечение экологической безопасности, являются:

"Закон Украины об охране окружающей природной среды"; принятый 25.06.1991 г., с изменениями и дополнениями от 5.05.1993 г., 6.03 1996 г., 19.11.1997 г., 5.03.1998 г.;

"Закон Украины об охране атмосферного воздуха"; принятый 16.10.1992 г., с изменениями от 28.02.1995 г.;

"Водный кодекс Украины"; принятый 6.06.1995 г.;

"Земельный кодекс Украины"; принятый 18.12.1990 г., с изменениями и дополнениями от 13.03. и 26.12.1992 г., 5.05.1993 г.;

"Кодекс Украины о недрах"; принятый 27.07.1994 г.; "Лесной кодекс Украины"; принятый 21.01.1994 г.

"Закон Украины об охране окружающей природной среды" Является осно­вополагающим законодательным актом, регулирующим отношения в об­ласти охраны, использования и воспроизводства возобновляемых природ­ных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предотвращения и ликвидации последствий воздействия хозяйственной и другой деятель­ности на природную среду.

Закон регламентирует приоритетность требований экологической безо­пасности во всех видах деятельности, гарантируя тем самым экологически благоприятные условия для жизни и здоровья людей. Это обеспечивается упреждающим характером мер по охране окружающей природной среды, эко­логизацией материального производства на основе научно обоснованного компромиса экологических, экономических и социальных интересов обще­ства, широкого внедрения новейших технологий и комплексного решения вопросов охраны окружающей природной среды.

Закон регламентирует наиболее общие правовые вопросы природополь­зования. Более конкретно вопросы охраны и использования земельных, вод­ных, лесных ресурсов, недр, атмосферного воздуха, включая вопросы, прису-

14*


420 Экология города

щие экологическим проблемам города, регламентированы другими, рассмат­риваемыми далее, законодательными актами.

Закон определяет действия (или бездействия), которые относятся к пра­вонарушениям в области природопользования. Квалификация состава эко­логических правонарушений и преступлений, порядок привлечения винов­ных к административной и уголовной ответственности за их совершение рег­ламентированы "Кодексом Украины об административных правонарушениях" и "Уголовным кодексом Украины". Надзор за соблюдением природоохран­ного законодательства осуществляет городская экологическая прокуратура.

"Закон Украины об охране атмосферного воздуха" из всех природоохранных законодательных актов в наибольшей мере затрагивает правовое регулирова­ние сугубо городских проблем, так как источники воздействия на воздушное пространство расположены преимущественно в пределах границ города.

Законом установлены единые для Украины нормативы экологической бе­зопасности атмосферного воздуха, к которым относятся предельно допусти­мые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизиру­ющего и других видов вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух. Предусматривается возможность установления бо­лее жестких экологических нормативов для атмосферного воздуха курорт­ных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других районов, где предъяв­ляются повышенные требования к качеству воздушной среды.

В целях ограничения влияния на атмосферный воздух предприятий и других объектов для каждого стационарного источника выбросов или вред­ного воздействия должны устанавливаться нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в воздушный бассейн и предельно допустимых вредных физических и биологических воздействий. Определен порядок разработки и утверждения этих нормативов.

Для транспортных средств устанавливаются нормативы содержания за­грязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических воздей­ствий (шум, вибрация и др.).

Установлены также предельные технологические нормативы образования загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух, при экс­плуатации технологического оборудования, отдельных сооружений и объек­тов в зависимости от времени их ввода в эксплуатацию, наличия новых науч­но-технических разработок и экономической целесообразности. Определен порядок разработки и утверждения этих нормативов.

Предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на атмосферный воздух, могут осуществлять свою деятельность только на основании разреше­ний, в которых указываются допустимые объемы выбросов загрязняющих веществ (г/с или т/год) для каждого стационарного источника, а также уров­ни вредных физических воздействий. Соблюдение установленных нормати­вов обеспечивается наличием и эффективной эксплуатацией воздухоохран-ного оборудования. На предприятиях должны быть предусмотрены меры по


Раздел 10. Управление экологической безопасностью города 421

предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций при авариях и не­благоприятных метеоусловиях (длительный штиль, туман).

Выполнение требований по охране атмосферного воздуха не должно при­водить к загрязнению почвенного покрова, вод и других природных объектов.

Предусматриваются меры по снижению токсичности и обезвреживанию отработанных газов автомобилей и других транспортных средств, переводу транспорта на менее вредные виды энергии и топлива, ограничению въезда автотранспорта в жилые зоны, места отдыха и туризма.

Предусматривается рациональная планировка и застройка жилых кварта­лов с соблюдением необходимого удаления их от транспортных магистралей, устройство объездных дорог для грузового транзитного транспорта.

Запрещено производство и эксплуатация транспортных средств, у кото­рых превышаются установленные нормативы содержания загрязняющих ве­ществ в отработанных газах и уровни вредного физического воздействия. В целях предотвращения и снижения шума и вибрации предусматривается улучшение конструкций транспортных средств и условий их эксплуатации, содержание в надлежащем состоянии трамвайных и железнодорожных путей, автомобильных дорог и дорожных покрытий, организация в пределах город­ской черты рациональных схем и режимов движения железнодорожного, воз­душного, водного и автомобильного транспорта.

В соответствии с законом граждане обязаны соблюдать требования по предотвращению шума во дворах, на улицах, в зонах отдыха и других обще­ственных местах.

Законом допускается искусственное воздействие на атмосферу с целью изменения атмосферных явлений, например, установление на определенный период ясной безоблачной погоды или намеренное выпадение дождя, града. Такая деятельность может осуществляться только с разрешения Министер­ства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украи­ны по согласованию с местными органами власти.

Размещение и развитие городов и других населенных пунктов должно осуществляться с учетом экологической емкости территорий и соблюдени­ем требований по охране атмосферного воздуха. Первым шагом к реализа­ции этого положения является разработка для всего города сводных норма­тивов ПДВ. При этом для отдельных предприятий могут быть установлены более жесткие нормативы ПДВ, чем при индивидуальном подходе. Такие предприятия должны разработать и внедрить дополнительные меры по ох­ране атмосферного воздуха, чтобы обеспечить соблюдение установленных нормативов. Эти меры могут предусматривать установку новых воздухоочи­стительных устройств, изменение технологических процессов вплоть до пол­ного перепрофилирования производства. В противном случае деятельность таких предприятий может быть приостановлена и решен вопрос об их пере­носе за городскую черту.

Проектирование и введение в эксплуатацию новых или реконструируе­мых предприятий, усовершенствование существующих или внедрение новых


422 Экология города

технологических процессов и оборудования может производиться только при обязательном соблюдении норм экологической безопасности, учета суммар­ного воздействия выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух и вредного влияния физических и биологических факторов от всех действую­щих и планируемых к строительству объектов. При этом учитывается накоп­ление загрязнений в атмосфере, трансграничный перенос загрязняющих ве­ществ и природно-климатические особенности местности.

В соответствии с классом экологической опасности предприятия вокруг него устанавливается санитарно-защитная зона. Из пределов санитарно-за-щитной зоны должны быть отселены жители и выведены объекты социаль­ного назначения. Вопросы финансирования этих мероприятий и сроки их реализации решаются предприятиями и местными органами власти.

К правонарушениям в области охраны атмосферного воздуха в городской среде относят:

• нарушение прав граждан на экологически безопасное состояние атмо­
сферного воздуха;

• превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ и нормативов ПДВ;

• превышение нормативов предельно допустимых уровней вредного воз­
действия физических и биологических факторов;

• осуществление незаконной деятельности, негативно влияющей на по­
году и климат;

• эксплуатация транспортных средств, технологического оборудования и
других объектов, которые не отвечают установленным требованиям по
охране атмосферного воздуха;

• отказ от выдачи своевременной, полной и достоверной информации о
состоянии атмосферного воздуха, источников загрязнения, а также со­
крытие или искажение сведений об экологической обстановке, сложив­
шейся в результате загрязнения атмосферного воздуха.

В соответствии с международными соглашениями, к которым присоеди­нилась Украина, предприятия и другие объекты должны сократить и в даль­нейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, оказывающих вредное воздействие на озоновый слой атмосферы, сократить выбросы диоксида углерода и других веществ, накопление которых в атмосфере может привести к негативному изменению климата, сократить выбросы сернистых и других кислотообразующих газов, наличие которых в атмосферном воздухе приводит к выпадению кислотных дождей.

"Водный кодекс Украины", регулируя в правовом отношении вопросы во­допользования, в частности городскими водными объектами, устанавливает следующие нормативы в области использования и охраны вод.

Нормативы экологической безопасности водопользования установлены для оценки возможностей использования воды из водных объектов для нужд на­селения и отраслей экономики. К ним относятся предельно допустимые кон­центрации (ПДК) веществ, включая радиоактивные, в воде водных объектов,


Раздел 10. Управление экологической безопасностью города 423

используемых для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, и ПДК веществ для воды водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей. В случае необходимости для вод водных объек­тов, используемых для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и иных целей, могут устанавливаться более строгие нормативы экологичес­кой безопасности водопользования.

Для оценки экологического благополучия водных объектов и определения комплекса водоохранных мер установлен экологический норматив качества воды водных объектов, включающий общефизические, биологические, химические и радиационные показатели и допустимые концентрации загрязняющих веществ.

С целью поэтапного достижения экологического норматива качества воды водных объектов установлены нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ.

Для оценки экологической безопасности производства установлены отраслевые технологические нормативы образования веществ, сбрасываемых в водные объекты. Они содержат ПДК веществ в сточных водах, которые обра­зуются в процессе производства одного вида продукции при использовании одного и того же сырья.

Для оценки и обеспечения рационального использования воды в отрас­лях экономики устанавливаются экологические нормативы использования воды. Предусмотрены два уровня технологических нормативов:

для существующего уровня технологий — текущие;

на уровне достижений передовых технологий — перспективные.

"Водным кодексом Украины" установлен статус общего и специального водопользования.

Общее водопользование осуществляется гражданами для забора воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств, купания, плавания на лодках, любительского и спортивного рыболовства. В целях охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды местные органы власти могут на отдельных водных объектах или их участках ограничить или запретить общее водопользование.

Специальное водопользование — это забор воды из водных объектов с применением сооружений и технических устройств или сброс в них сточных (возвратных) вод. Приоритетом специального водопользования является удов­летворение питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и иных нужд населения. Специальным водопользованием обеспечиваются про­мышленные, транспортные, энергетические и другие потребности города.

Для централизованного водоснабжения населения используются водные объекты, качество воды которых соответствует нормативам экологической безопасности водопользования. Организации, осуществляющие централизо­ванное водоснабжение, постоянно контролируют качество воды в водном объекте и в водопроводе. Согласно законодательству граждане вправе требо­вать от этих организаций сведения о качестве питьевой воды.


424 Экология города

Качество воды водных объектов, используемых населением для нецен­трализованного водоснабжения, должно отвечать требованиям стандарта на питьевую воду.

Подземные воды питьевого качества должны использоваться преимуще­ственно для водоснабжения населения и пищевой промышленности.

Места использования водных объектов в оздоровительных, рекреацион­ных и спортивных целях устанавливаются местными органами власти.

Водные объекты, отнесенные к категории лечебных, используются ис­ключительно в лечебно-оздоровительных целях.

Промышленные предприятия должны сокращать объемы использования воды путем создания систем последовательного, оборотного и замкнутого (бессточно­го) водоснабжения, совершенствования технологических процессов производ­ства, очистки сточных вод в соответствии с установленными нормативами ПДС.

Предприятия обязаны принимать меры по прекращению сброса сточных вод, которые могут быть использованы в системах оборотного и последова­тельного водоснабжения, содержат ценные вещества, подлежащие изъятию, а также возбудителей инфекционных заболеваний.

Запрещен сброс в водные объекты сточных вод с превышением нормати­вов ПДС, вод, содержащих вещества, для которых не установлены ПДК, по­догретых вод, которые могут привести к повышению температуры воды вод­ного объекта в летний период более, чем на 3° С. Запрещается сброс в водные объекты, на поверхность их ледового покрова, а также в пределах площади водосбора бытовых и производственных отходов.

Не допускается ввод в эксплуатацию предприятий и других объектов без очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод в соответствии с нормативами ПДС.

Все суда и другие плавучие средства морского и речного судоходства дол­жны быть оборудованы емкостями для сбора загрязненных вод, бытовых от­ходов и мусора. Жидкие и твердые отходы с судов передаются в портах на специальные очистные сооружения.

Заход судов, необорудованных средствами защиты морской среды, в мор­ские порты Украины запрещен.

В местах стоянок маломерного флота должны приниматься все необхо­димые меры по предотвращению нефтяного загрязнения водных объектов.

В целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения, засоре­ния и истощения вдоль береговой линии устанавливаются водоохранные зоны, внешние границы которых определяются согласно разработанным проектам. Внутри водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, не­посредственно примыкающие к берегу. Ширина защитных полос составляет:

• для малых рек, ручьев и прудов площадью до 3 га — 25 м;

• для средних рек, водохранилищ на них, водоемов и прудов площадью
более 3 га — 50 м;

• для больших рек, водохранилищ на них и озер — 100 м.


Раздел 10. Управление экологической безопасностью города 425

Вдоль морского побережья, вокруг морских заливов и лиманов выделяет­ся прибрежная защитная полоса шириной не менее 2 км от уреза воды.

В пределах городов прибрежная защитная полоса устанавливается с уче­том сложившихся конкретных условий.

В пределах прибрежной защитной полосы запрещается мойка и обслу­живание автотранспорта, строительство любых сооружений, кроме гидро­технических и гидрометрических, устройство свалок мусора, накопителей жидких и твердых отходов, кладбищ, гаражей, стоянок автомобилей, авто­заправочных станций и т.п.

В прибрежной защитной полосе вдоль морского побережья разрешается строительство только лечебно-оздоровительных учреждений с централизо­ванным водоснабжением и канализацией.

Сооружения, которые представляют опасность для водного объекта, дол­жны быть вынесены за пределы прибрежных защитных полос.

Предприятия, деятельность которых связана с использованием накопи­телей жидких или твердых отходов, должны осуществлять меры по предотв­ращению загрязнения подземных вод.

Все пробуренные и неиспользуемые скважины должны быть затампони-рованы. Если эксплуатация самоизнашивающихся скважин возможна, то их следует оборудовать регулирующими устройствами.

"Водным кодексом" определены виды нарушений водного законодатель­ства, которые в пределах городской черты сводятся к следующему:

• загрязнение и засорение вод водных объектов;

• несоблюдение условий специального водопользования;

• ввод в эксплуатацию предприятий и других объектов без очистных соору­
жений, предусмотренных проектом;

• самовольный сброс сточных вод в водные объекты, городскую канали­
зационную сеть или ливневую канализацию;

• нарушение природных условий формирования и отведения поверхност­
ного стока при строительстве и эксплуатации автомобильных и желез­
ных дорог, других инженерных коммуникаций;

• самовольное строительство прудов, дамб, каналов, скважин;

• повреждение водохозяйственных сооружений и гидрометрических устройств.

"Земельный кодекс Украины" предусматривает три формы собственности на землю в Украине — государственную, коллективную и частную.

В соответствии с целевым назначением земли подразделяются на: сельско­хозяйственные; населенных пунктов; промышленности; транспорта; связи; обо­роны; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-куль­турного назначения; лесного и водного фонда, а также земли запаса.

До принятия законодательства независимой Украины все земли находи­лись в исключительной собственности государства, составляя единый госу-


426 Экология города

дарственный земельный фонд. Кодексом предусматривается передача части земель из государственной собственности в коллективную и частную.

Однако по закону не все земли могут передаваться в коллективную и частную собственность. В частности, не могут передаваться земли общего пользования населенных пунктов: площади, улицы, проезды, дороги, набе­режные, парки, городские леса, скверы, бульвары, кладбища, места обезвре­живания и утилизации отходов; земли, предоставленные для размещения зда­ний органов государственной власти; земли природоохранного, оздоровитель­ного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Оставаясь государственной собственностью, земли предоставляются в пользование для строительства промышленных предприятий, объектов жи­лищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов.

К землям города относятся все земли в пределах городской черты.

Черта города — внешняя граница земель города, отделяющая их от зе­мель другого назначения и определяемая проектом планировки и застройки города или технико-экономическим обоснованием развития города. Исполь­зование городских земель осуществляется в соответствии с проектами плани­ровки и застройки города и планами земельно-хозяйственного устройства.

Земли промышленности предоставляются для размещения и эксплуата­ции основных, подсобных и вспомогательных строений и сооружений, подъезд­ных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий и других сооружений. Размеры этих земельных участков определяются в соответствии с утвержденной проектно-технической документацией. Отвод участков про­изводится с учетом очередности их освоения.

Создаваемые вокруг предприятий санитарно-защитные зоны должны бла­гоустраиваться и озеленяться в соответствии с проектом. В пределах этих зон жилищное строительство запрещается.

При производстве строительных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, плодородный слой почвы должен быть снят и исполь­зован для улучшения малопродуктивных участков или для рекультивации нарушенных земель.

К числу правонарушений в области земельного законодательства, в част­ности, относится самовольное занятие земельных участков. В соответствии с законом самовольно занятые участки по решению суда возвращаются без воз­мещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведе­ние земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений и сооружений, производится предприятиями, организациями или гражданами, самовольно занявшими земельные участки, или за их счет.

"Кодекс Украины о недрах" в части правового регулирования использова­ния и охраны геологической среды города предусматривает пользование не­драми для добычи пресных подземных вод, для строительства и эксплуата­ции подземных сооружений, например, метрополитенов, канализационных


Раздел 10. Управление экологической безопасностью города 427

систем глубокого заложения и др. Предусмотрено также пользование недра­ми для создания лечебно-оздоровительных учреждений, захоронения вред­ных отходов производства, сброса неподдающихся очистке сточных вод в глубокие, надежно изолированные подземные горизонты.

Предоставление недр для захоронения вредных отходов производства и сброса сточных вод допускается в исключительных случаях по результатам специальных исследований и на основании проектов, согласованных с соот­ветствующими государственными органами.

При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию подземных сооружений должно обеспечиваться рациональное использование извлекае­мых горных пород, рекультивация нарушенных земель, меры, гарантирую­щие безопасность людей и окружающей природной среды.

Проектирование и строительство населенных пунктов и промышленных комплексов производится на основе геологического изучения участков недр, подлежащих застройке. Застройка площадей залегания полезных ископае­мых допускается в исключительных случаях по согласованию с органами го­сударственного горного надзора. При этом должна быть обеспечена возмож­ность добычи полезных ископаемых.

К числу правонарушений в области законодательства о недрах, в част­ности, относятся:

• нарушение установленного порядка застройки площадей залегания полез­
ных ископаемых;

• невыполнение правил охраны недр и требований по безопасности лю­
дей и окружающей природной среды от вредного влияния работ, связан­
ных с пользованием недрами.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых с нарушением установленного порядка прекращается без возмещения поне­сенных расходов.

"Лесной кодекс Украины" относит леса населенных пунктов, зеленые зоны вокруг населенных пунктов и промышленных предприятий, леса зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий к категории сани­тарно-гигиенических и оздоровительных лесов. В лесах этой категории до­пускаются только рубки ухода, санитарные и лесовосстановительные рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков, и в древостоях, теря­ющих защитные и иные природоохранные свойства, а также при прокладке просек и создании противопожарных разрывов. Леса в населенных пунктах используются преимущественно в культурно-оздоровительных, рекреацион­ных, спортивных и туристических целях. Заготовка древесины, живицы, дре­весных соков, лесной подстилки, а также выпас скота в лесах населенных пунктов запрещается.

Государственная лесная охрана осуществляет меры по защите лесов от пожаров, а также от вредителей и болезней, содействует разведению диких зверей и птиц, обеспечивает их охрану.


428 Экология города

К числу правонарушений в области лесного законодательства, в част­ности, относят:

• уничтожение или повреждение леса вследствие поджога или небрежного
обращения с огнем и нарушение требований пожарной безопасности
в лесах;

• загрязнение леса химическими и радиоактивными веществами, произ­
водственными и бытовыми отходами, сточными водами;

• использование земель лесного фонда для возведения построек без надле­
жащего разрешения.

Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмеще­ния затрат. Приведение их в пригодное для ведения лесного хозяйства состо­яние производится организациями или гражданами, самовольно занявшими эти участки, или за их счет.

Date: 2015-09-02; view: 974; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию