Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика как наука о воспитании и образовании человека





Вопросы к зачету по педагогике

Педагогика как наука о воспитании и образовании человека.

 

Объектом педагогики является педагогический процесс, протекающий в определенных условиях, а также факторы современной действительности, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученностъ и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни, утверждающие в обществе идеалы гуманизма, демократии, морали, культуры и права. (Столяренко А.С.)

Предметом педагогики является поиск и изучение закономерностей управления педагогическим процессом, выявление лучших форм, методов, приемов и средств воспитания и обучения различных категорий людей.

Знание предмета и объекта педагогики помогает наилучшим образом реализовать социальный заказ общества на воспитание, образование и обучение подрастающих поколений и взрослых людей.

Успешное решение многих правоохранительных задач – профилактики, раскрытия и расследованию преступлений, охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, работы с несовершеннолетними и исполнения наказания и др., – в большей или меньшей степени связано с необходимостью что-то разъяснять и воспитывать, переубеждать граждан, попадающих в сферу ответственности, интересов, прав и деятельности правоохранительных органов. Это значит, что им надо попутно решать, по существу, педагогические задачи в интересах достижения юридических, оперативно-служебных результатов своей деятельности, надо умело вносить элементы педагогической организации в нее, пользоваться педагогическими методами и средствами и обладать соответствующей профессионально-педагогической подготовленностью.

Педагогика призвана решать следующие задачи:

- вскрытие закономерностей воспитания и образования подрастающих поколений и взрослых людей;

- определение целей, содержания, принципов, форм и методов обучения;

- научно обоснование развития личности в процессе обучения и воспитания и др.

В истории развития педагогики выделяют 4 этапа:

I период – педагогические знания донаучного периода, систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений.

II период – возникновение теоретических педагогических концепций для построения целостной системы светского образования. Он занимает несколько столетий. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древних цивилизаций. В древнем мире вопросами воспитания детей занимались Конфуций(551–479 гг. до н.э.), Пифагор(6 в. до н.э.),Гераклит(кон. 6–нач. 5 вв. до н.э.), Демокрит (460–370 гг. до н.э.), Сократ(около 470/469– 399 до н.э.), Платон(427–347 до н.э), Аристотель(384 – 322 до н.э.), который создал в Афинах учебное заведение – ликей, и руководил им в течение двенадцати лет. С ликеем была связана вся последующая деятельность философа. Например, именно Аристотель впервые выделил понятия «воспитанность» и «знание». Ему принадлежат трактаты «Политика», «Риторика» и другие, которые служили учебными пособиями для педагогов в течение многих столетий.

Из древнеримских авторов выделим Цицерона, Марка Фабия Квинтилиана (42–ок.118), ученые древнего Востока – основатель арабской философии Абу Юсуф Якуб бен-Исхак Кинди (ок.800–ок.870 гг.) и Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби (870-950 гг.) также занимались вопросами педагогики.

В эпоху Возрождения педагогические учения были развиты в трудах Витторино да Фельтре (1378-1446), Томмазо Кампанелла (1568–1639), Эразма Роттердамского (1469-1536) Франсуа Рабле (1483-1533), Мишеля Монтеня (1533–1592) и других.

Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В его труде «Великая дидактика» была сделана попытка научной систематизации педагогики. Сформулированные им принципы, методы, формы обучения и воспитания являются и в наше время неотъемлемыми элементами различных научно-педагогических систем. Взгляды английской буржуазии на воспитание наиболее четко сформулировал Джон Локк (1632-1704) в своей теории воспитания исходил из решающего влияния среды на воспитание. В своей книге «Мысли о воспитании»; неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды французских просветителей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеция (1715-1771), Д. Дидро (1713-1784). Они настолько верили в силу воспитания, что считали его важнейшим средством переустройства современного им общества.

Демократические идеи в области развития педагогической мысли отстаивали швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827) и немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866), который сформулировал взаимосвязанные принципы обучения и воспитания – природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

Немецкий ученый Иоган Фридрих Гербарт (1776-1841) выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения: 1) ясность; 2) ассоциация; 3) система; 4) метод. Он также определил три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.

Основоположниками революционно-демократических взглядов в русской педагогике были В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и В.А. Добролюбов (1836-1861), большое влияние на становление отечественной научной педагогики оказали труды Л.Н. Толстого (1828-1910), Н.И. Пирогова (1810-1881).

III период – становление и развитие современной педагогики как научной системы, методологической основой которой стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представленный трудами таких известных современных педагогов как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и многие другие. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в коллективе средствами коллективного труда и т.п.

Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870). В период становления капитализма педагогика расширила свои границы на воспитание, образование и обучение не только подрастающих поколений, но и взрослых людей. Это обусловило определение педагогики как науки о закономерностях воспитания, образования и обучения человека.

VI этап начинается с 50-х годов 20 в. ХХ – со времени появления и дальнейшая разработки педагогических работ по проблемам правоохранительной деятельности. Большой вклад в разработку теории педагогики в деятельности ОВД внесли Горлинский И.В., Столяренко А.М., Буданов и многие др.

Заканчивая рассмотрение этого вопроса, следует указать, что не стоит в истории педагогических идей искать готовых рецензентов для решения сегодняшних проблем.

Предмет, содержание, основные понятия педагогики.

Предметом педагогики является воспитание. Под воспитанием понимают процесс целенаправленного формирования личности. Это процесс сложный, он включает в себя специально организуемую деятельность в специально создаваемых воспитательных учреждениях и учебных заведениях, а также воспитание в семье и воздействие средств массовой информации, осуществляемое специально в воспитательных целях. Воспитательное влияние оказывают и непреднамеренные воздействия самых разнообразных условий и примеров окружающей человека среды - предметов, явлений, результатов человеческой деятельности, взаимоотношений между людьми.

Чтобы как-то систематизировать все это многообразие объектов, попадающих в сферу педагогических исследований, выделяют кроме категории воспитания еще образование, обучение и воспитательную работу. Образование - это процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа. Уровень образования, образованности всегда ассоциируется с уровнем культуры человека. Человек образованный, имеющий, например, высшее образование, - это и человек высокой общей культуры, а не только солидной профессиональной подготовки. Если же это не так, то, очевидно, диплом не полностью соответствует подразумеваемому уровню культурного развития его обладателя.

Обучение - это основной путь получения образования. Обучение определяется как двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков. Преподавание и учение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения. Обучение - основной, но не единственный путь получения образования. Очень важным путем получения образования является самообразование, т.е. целенаправленная самостоятельная работа человека по усвоению системы знаний, умений, навыков, повышению своего общекультурного уровня. Определенное значение имеет в этом и влияние факторов неспециально направленного характера - средств массовой коммуникации, обыденного общения с людьми и др.

Воспитательная работа - это специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.

Соотношение и взаимосвязь этих трех основных педагогических понятий можно изобразить следующим образом: обучение является частью образования, которое, в свою очередь, составляет часть еще более широкого понятия - воспитания, воспитательная работа - это та часть воспитания, которая не включается в образование.

Существует и иное представление о соотношении педагогических понятий: образование - это общее понятие по отношению к обучению и воспитанию, оно включает в себя понятия обучения и воспитания. В этом случае под образованием понимается «единый процесс физического и духовного формирования личности...», а воспитание - «это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса»

Различия в определении этих понятий коренятся в отсутствии строгой определенности толкования их в русском языке. В обычной речи под образованностью понимают как обладание лишь определенной суммой знаний, научную развитость, так и общий уровень культуры. Воспитанность же понимается и как внешняя натренированность поведения в соответствии с правилами приличия, и как общий уровень нравственности и научной развитости человека. Вот потому, что нет в русском языке специального слова для обозначения нравственной воспитанности человека, «воспитание» и «образование» употребляют и как синонимы, и как обозначающие: воспитание - воспитанность, образование -обучение, просвещение, получение разносторонних знаний.

Date: 2015-08-15; view: 941; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию