Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Изучение темы предполагает осознание студентами того, что образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность





Изучение темы предполагает осознание студентами того, что образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

Студентам необходимо дать понятие «выразительность речи»; охарактеризовать средства создания художественного образа в литературе, в публицистическом стиле и в разговорной речи (тропы: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение, овеществление, перифраза, антономазия; тропы: вопросно-ответное единство, риторический вопрос, эллипсис и др.).

При подготовке к занятию помогут следующие источники: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Соотнесите тропы с их определением.

1. Метафора 2. Метонимия 3. Синекдоха 4. Гипербола 5. Литота 6. Олицетворение 7. Овеществление 8. Перифраза 9. Антономазия 1) восприятие неживого как живого; 2) перенос значения с части на целое; 3) переносное обозначение предмета по смежности (например, функции, времени, пространства); 4) переносное употребление выражения, в основе которого лежит сходство; 5) менее частотное наименование с опорой на качества объекта; 6) замена имени собственного описательным выражением; 7) преувеличение; 8) преуменьшение; 9) уподобление живого неживому.

Задание 2. Определите вид тропов, использованных в данных примерах:

1. Ты, волна моя, волна, / Ты гульлива и вольна (А.С. Пушкин).

2. Отелло (о ревнивце), донжуан (о сластолюбце), ментор (о наставнике), хлестаков (о хвастуне).

3. … Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно (А.С. Пушкин).

4. Твой иконный и строгий лик по часовням висел в Рязанях (Я. Смеляков).

5. И в этот день в Одессе на базаре / Я заблудился в грудах помидоров, / Я средь арбузов не нашул дороги, / Черешни завели меня в тупик (Э. Багрицкий).

6. В небе вон Луна такая молодая, что еѐ без спутников и выпускать рискованно (В. Маяковский).

7. Гвоздями слов прибит к бумаге я (В. Маяковский).

8. Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней (М. Горький).

9. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры … можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

Задание 3. Какие понятия передаются с помощью парафраз? Приведите свои примеры использования образных, метафорических оборотов прямого называния предмета.

Белое золото, черное золото, голубая планета, белая смерть, корабль пустыни, спутница жизни, люди в белых халатах, город на Неве, туманный Альбион.

Задание 4. Определите виды фигур, использованных в данных примерах.

1. Подумать только, чтобы она…, но довольно. 2. В чем заключалась красота его научного мировоззрения? В его научном методе, научном подходе к проблемам всегда ощущалось нравственное начало (Д.С. Лихачев). 3. Над этим островом – какие выси, какой туман! (Н. Гумилев). 4. Только усталый достоин молиться богам, только влюбленный – ступать по весенним лугам (Н. Гумилев). 5. Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка (М. Салтыков-Щедрин). 6. Власть уже столько своих обещаний не выполнила … 7. В каждом кризисе кайзер пасовал. В поражении – бежал; в революцию – отрекся; в изгнании заново женился (У. Черчилль). 8. Чтобы я еще когда-нибудь… 9. Когда только все это кончится?

Задание 5. Отметьте в приведенных ниже предложениях случаи неудачного использования образных лексических средств. Исправьте текст там, где это необходимо и возможно.

1. Свирепые горные реки обладают большой разрушающей силой. 2. Лица освещены живыми думающими глазами. 3. Кажется, что бронзовый монумент скажет сейчас своими живыми словами. 4. Улицы полны разгулом веселья и радости. 5. Второй подручный сталевара Алексей Картавенко, свежий, как только что снятый с росной грядки огурец, хотя он даже и душа еще не принимал после ночной смены, обнажил в улыбке перламутр крепких зубов, заиграл ироническими огоньками в ясных глазах. 6. Увлекательно прекрасные часы труда наполняют жизнь передовых сталеваров возвышенными чувствами и делами. 7. В статьях сверкал его неугасимый боевой дух. 8. В общежитие Виктор вернулся поздно. Как олень, вбежал по лестнице на четвертый этаж и готов был пробежать еще двадцать этажей. 9. Подхалимство ярким букетом процветает в тресте. 10. Мы попали в объятья настежь распахнутых рук. 11. Мальчик как-то набычившись вы­ходит к роялю.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

 

 

Date: 2015-07-27; view: 1709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию