Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Горе от ума» Грибоедова. Проблематика, образы, жанр, язык и стих комедии. Новаторство. В. Белинский и И. Гончаров о комедии





Замысел «Горя от ума» возник у Грибоедова возник в 1816 г. Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821-1822 годах. Первым слушателем был Кюхельбекер Чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, Грибоедов ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник. Успех комедии был неслыханный но попытки напечатать комедию не увенчались успехом. Так же неудачей закончилась попытка поставить «Горе от ума» в театре. Реакционный лагерь принял комедию Грибоедова враждебно. Блестящую и глубокую характеристику «Горя от ума» дал Пушкин. В образах Фамусова, Скалозуба Загорецкого. в рассказе Репетилова об английском клубе Пушкин усмотрел черты истинно комического гения. Восторженно встретили комедию декабристы. Для них она была художественным обобщением их собственных идеи и чувств Идея комедии: гневный протест против господствующих в обществе насилия. взяточничества, лицемерия, лжи, фальши и скрытый, но страстный призыв к другим взаимоотношениям между людьми, к честности, благородству, к служению делу, к свободной жизни.На первом плане в комедии - барская Москва В комедии выступают люди самого различного общественного положения: От Фамусова до Хлестовои, представителей московской дворянской знати, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России. Содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего». В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны. - лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен в Чацком. В обличительный речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан облик минувшего века. Фамусов - убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь на поселенье всех своих слуг, яростный ненавистник просвещения, льстец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. Рядом с Фамусовым стоит Скалозуб - «и золотой мешок и просвещения, льстец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. Рядом с Фамусовым стоит Скалозуб - «и золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб - типичный представитель аракчеевщины в армии. Исторически он правдив Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания комедии расстреляли из пушек декабристов. Еще один представитель фамусовского общества - Молчалин Пригретый Фамусовым, Молчалин ловко играет роль влюбленного в Софью человека. За несколько лет, проведенных в Москве. М. успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и три награжденья, стал секретарем Фамусова, зачислен по Архивам, но главное сумел завязать нужные связи И наконец, об антитезе Чацкий -Молчалин Молчалин застенчив, а Чацкий «пересмеять умеет всех», Молчалин - «враг дерзости». Чацкий - остер и т.д. Молчалин выведен в комедии не только как социальный тип, но и как лицо, важное для сценического развития действия. Это имя стало нарицательным обозначением пошлости и лакейства Еще с самого начала комедии мы знакомимся с Лизой («Лизанькой») - это классический тип русской служанки, «крепостной девушки, представленной к барышне и пользующейся ее доверием». Жизнь в Москве не развратила ее. Она отвергает домогательства Фамусова, не прельщается на подарки Молчалина. Лиза всегда стоит на страже интересов своей барышни В финале взбешенный Фамусов делает Лизу главой виновницей "заговора". Между Фамусовским лагерем и Чацким стоит одна из основных фигур комедии Софья (дочь Фамусова), Этот образ вызвал наибольшее количество споров" Пушкин писал, что «Софья начертана неясно.» В ее поведении» настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Софья испытывает горе от ложного ума т.е. от чисто книжных идеалов и представлений навеянных чтением сентиментальных романов Отсюда идеализация ею Молчалина Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, губящей все живое В комедии мы встречаемся со зрелым Чацким, у него сложившиеся идеи Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности Служение делу, а не лицам - таков моральный принцип Чацкого Исходной точкой характеристики Чацкого является то. что он влюбленный молодой человек пылкий, юный, темпераментный чувствительный, с нежной ранимой душой и лишь потом обличитель, глашатай Личный и общественный темперамент в нем неразрывны. Чацкий влюблен в Софью И оживлен свиданием с ней беззаботен, говорлив. Он искренне радуется встрече. Разочарование ревность, раздражение придут позже Случайно оказавшись свидетелем сцен между Софией, Молчалиным и Лизой, Чацкий прозревает и узнает, что сплетней о сумасшествии он обязан Софии, узнает, что она давно сделала свой выбор, предпочла Молчалина Униженный и оскорбленный. Чацкий произносит свой последний монолог, в котором со всей силой негодования обрушивается на мир Фамусовых. Так завершается обе сюжетные линии комедии: любовно-лирическая линия разрешается «мильоном терзаний», по линии же общественно политической конфликт Чацкого с фамусовским обществом завершается окончательным разрывом Несмотря на свое поражение, на вынужденное бегство из Москвы Чацкий остается победителем.В комедии «Горе от ума» требование классицизма - соблюдение «трех единств» (места, времени и действия) - выдержано формально, ибо рамки сцены раздвинуты, действие развертывается на основе борьбы двух общественных лагерей Избрав форму классической комедии. Грибоедов создал реалистическое произведение, став новатором в области формы, композиции. В отличие от классической комедии, в которой в конце всегда наказывался порок и награждалась добродетель, у Грибоедова читатель не находил привычной нравоучительной концовки Велика роль Грибоедова в развитии русского литературного языка. Он обогатил его сокровищами живой разговорной речи, что придало языку пьесы необычайную живость и меткость Грибоедов отказался от традиционного шестистопного ямба и использовал вольный ямбический стих; это создает стихию разговорности, беглости.Неоспоримое достоинство языка комедии - метод речевой характеристики персонажей. Индивидуализм речи в художественном произведении выражается в том, что каждое действующее лицо говорит языком соответствующим его характеру социальному происхождению и культурному уровню.Драматург выступает нарушителем требований эстетики классицизма, гармонически объединив смешное и трагическое, сатиру, лирику и патетику Самобытность и оригинальность жанра «Горя от ума» отметил Белинский, в пьесе Грибоедова он видел комедию-драму На жанровое своеобразие «I оря от ума» указывал и Гончаров в этюде «Мильон терзаний» видевший в нем и картину нравов, и галерею живых типов, и вечно жгучую сатиру, а вместе с тем и блестящую комедию.

Евгений Онегин» Пушкина. Проблематика, центральные образы: Онегин, Татьяна, Ленский. Жанровое своеобразие. Значение Онегина для развития реализма в рус. лит-ре. Белинский о романе.

Это первый в рус лит-ре реалистический роман, в котором многосторонне отражено рус. общество 10-20-х г 19 в. Жанр - роман в стихах (онегинская строфа). Основа конфликта романа -противостояние консервативному обществу разочарованной и неудовлетворенной в своих общественных запросах свободолюбивой личности. Автор-повествователь и одновременно герой романа. В нем отразилась личность самого создателя. П.воплотил в нем многое из того, что пережил сам. Автор - художественный образ. Реализм Пушкина нашел отражение в том, что в романе совмещены объективное начало (действительный мир героев) и субъективное (мечты, настроения и мысли автора). П. нашел новый тип проблемного героя-героя времени. Таким стал Евг. Онегин. Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Онегин - человек по-своему оригинальный, остроумный, «ученый малый», но всё же вполне обычный, покорно следующий за светской чинною толпой. Единственное в чем Онегин «истинный был гений», что знал он «науку страсти нежной», т.е. искусство любить не любя. Уже в первой главе мы видим переломный момент в его судьбе: он смог отказаться от стереотипов светского поведения, ищет новые духовные ценности, пытается писать, общается с немногими близкими людьми (автор, Ленский). В деревне он попытался «порядок новый учредить», заменив барщину оброком. Погоня за развлечениями сменилась уединенными размышлениями. Два испытания - любовью и дружбой ожидали его в деревне. В отношениях с Татьяной Онегин поступил благородно. Он не ответил на любовь, т.к. сердцу не прикажешь. Испытаний дружбой он также не выдержал. Образ Онегина- это попытка П. создать образ «героя времени», типический портрет своего современника. Отмечая, что Онегина сформировала русская действительность. П. замечает, что большой круг современной молодежи формировался под влиянием западноевропейской культуры. Так характер и личность Владимира Ленского сформированы под влиянием немецкого, романтизма: восторженная романтичность, мечтательность, слабое знание людей, оторванность от реальной действительности. Романтик и поэт Ленский кажется духовным антиподом Онегина. Житейская неопытность, пылкость любовных чувств к Ольге - все это отделяет его от петербургского повесы. Автор, сообщая об их знакомстве, сначала вводит различия между ними (они сошлись - волна и камень, стихи и проза, лед и пламень). Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего». Но между ними немало общего - они отчуждены от помещичьей среды, Ленский, как и Онегин далек от пушкинского идеала. Татьяна - вот «милый идеал» автора. Если Онегин и Ленский -представители цивилизованного общества, то центром простонародной старины является Татьяна Ларина. Поэт наделяет ее тонкими чертами: тонкость чувств, благородство, близость к народу, любовь к природе, отчужденность, одиночество, невозможность найти счастье и смысл жизни в высокой любви. Образы О, Л, Т. складываются не только из характеристик и оценок автора, но и из толков, слухов. Каждый герой предстает в ореоле общественного мнения, отражающего точки зрения самых разных людей: друзей, родственников, соседей-помещиков, светских сплетников. Сюжет романа внешне напоминает хронику жизни героев - О, Л,Т.. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале 19 в. образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества» и что в «Онегине» П. «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху...». Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни», т.к. для этого произведения характерна полнота изображения широкой картины русской действительности. Говоря о реализме романа, Белинский отметил «К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока, и героев добродетели, рисуя вместо их просто людей... Сформировалось общество, которое не удовлетворялось уже ни одною охотою, роскошью и пирами, даже ни одними танцами и картами: оно говорило и читало по-французски, музыка и рисование тоже входило у него как необходимость, в план воспитания детей... у него явилась своя литература, уже более живая, общественная. Пушкин любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества и к которому принадлежал сам, и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общества в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, те. в 20-х годах текущего столетия» (Белинский, «Сочинения Александра Пушкина», ст. 8-9).


 

Date: 2015-07-27; view: 1046; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию