Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы работы с родителями





В любом обществе, в любом типе культуры семья – один из основных институтов социализации личности. Не случайно В.Гюго называл семью "кристаллом общества". Какова бы ни была в жизни ребёнка роль его сверстников, воспитателей, любимых и нелюбимых учителей, и иного окружения, именно психологический климат в семье, сложившийся в ней стиль общения, отношение родителей к ребёнку являются определяющими в воспитании и развитии его личности.

Первые знания о себе и окружающем мире, первый опыт отношений, первое представление о нормах и ценностях ребенок приобретает в семье. Этот этап в его жизни называют первичной социализацией. Хотя ребенок и не вполне пассивен в процессе социализации, именно взрослые диктуют ему "правила игры". У него нет выбора значимых других, и его идентификация с ними оказывается фактически почти автоматической. Поэтому мир, усваиваемый им в детстве, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем все, что происходит с человеком на последующих этапах жизни. Можно заключить, что в процессе первичной социализации конструируется первый мир индивида.

Хорошими родителями не становятся автоматически – этому необходимо учиться. Во все века родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Сегодня эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда. Социальное неравенство, обнищание населения, потеря веры в социальную справедливость создаёт напряжение в межличностных отношениях людей, в том числе семейных. Социологические исследования констатируют, что семья пережила и продолжает переживать социальный, материальный, психологический, ценностный, нравственный кризисы, наличие которых делает особенно сложным само существование семьи и осуществляемый процесс воспитания ребёнка.

Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей - родительских функций. С точки зрения педагогики и психологии, воспитание родителей должно включать в себя комплекс мер психологического просвещения, обучения, консультирования, коррекционно-развивающей, профилактической работы, который поможет им осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребёнка, понимать его и развивать в интеллектуальном, социальном, моторном, чувственном, эстетическом, духовно-нравственном плане. За теоретическую основу работы может быть взята концепция воспитания родителей А. Адлера, гуманистическая педагогика и психология, идеи педагогики сотрудничества. Чувство единения, то есть связи человека с окружающими его людьми и членами сообщества делает человека способными к сотрудничеству с этими людьми. Если человек не лишён чувства единения и ощущает себя равноправным членом сообщества, то это позволяет человеку найти своё место в жизни, способствует его социальной активности и стремлению к конструктивному сотрудничеству.

Основными понятиями являются “равенство”, ”сотрудничество” и ”естественные результаты”. С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учёт потребностей ребёнка. Равенство в воспитании ребёнка означает взаимоуважение в семье и неприятие разрешения конфликтов с позиции силы. Здесь речь идёт не о тождественности между родителями и детьми, а об уважении уникальности и индивидуальности ребёнка, его внутреннего мира, понимании, что ребёнок не является собственностью родителей. Естественные последствия, логические рассуждения позволяют на практике осознать своё поведение, прочувствовать результат своих действий и сделать нужные выводы. Сотрудничество, как единство принципов равенства, свободы и ответственности, означает, что каждый член семьи, в том числе ребёнок, действует со всеми во имя общего блага семьи. В рамках осуществляемой работы родителям необходимо предоставлять возможность учиться, получать новый опыт общения, оказать поддержку другим и себе, поделиться своими успехами, сформировать мнение о себе как об успешном человеке, родителе.

Источниками социализации в семье выступают три типа отношений: "муж - жена"; "родители - дети"; "дети - дети". Они определяют эмоциональный мир человека, его самосознание, его нравственные установки. Все это делает семью основой человеческого благополучия. Не случайно Ф.М. Достоевский говорил, что "в семье три четверти счастья человеческого, а в остальном - едва ли четверть". В современных условиях семья нуждается в помощи, направленной на преодоление кризиса семьи и его последствий. Работы с родителями должна осуществляться в форме сотрудничества и решать следующие задачи:

- помочь родителям понять детей, научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;

- помочь каждому родителю осознавать свои мотивы воспитания ребёнка;

- овладение родителями способами развития ребёнка как личности;

- осознание родителями роли стиля семейного воспитания, типа воспитательных отношений в семье и стремление к позитивному стилю, к доминированию радостного эмоционального фона в жизни семьи.

Сотрудничество родителей и школьников в деле воспитания обеспечивают, прежде всего, классные руководители, поэтому помощь классным руководителям и направление их работы должно стать одной из важнейших составляющих в административной и методической работе заместителя директора по воспитательной работе.

Необходимо серьезно продумать формы и методы ознакомления родителей с нормативными актами и документами в области образования.

Единые педагогические требования нужно разъяснять родителям как соответствующие физическому и психическому развитию детей.

Действенная забота о многодетных и малообеспеченных семьях поможет формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Забота педагогов и родителей о личностном и духовном развитии детей, совместные переживания за них позволят создать вокруг положительную социальную среду, будут способствовать педагогическому влиянию на семейное воспитание, его коррекции.

Необходима совместная деятельность педагогов и родителей.

- совместное планирование и анализ работы;

- участие в школьном самоуправлении;

- оценивание уровня воспитанности детей и т.д.

 

Date: 2015-06-11; view: 554; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию