Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы профориентологии.Профориентология – это отрасль практической психологии, которая направлена на помощь личности в выборе профессии. Профессиональное самоопределение – поиск человеком в труде смысла в трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение связано с развитием я – концепции. При профессиональном стиле жизни человек видит смысл своего труда. Климов выделяет 2 уровня профессионального самоопределения: 1) гностический, познавательный – работа с сознанием. 2) практический – реальное изменение социального статуса (школьник – студент – работник). Этапы профессионального самоопределения: до подросткового возраста, подростковый возраст, до 30 лет – самоопределение в профессии, 30-40 лет – накопление профессиональных знаний, после 40 лет – спад в профессиональной карьере. Цель профессионального самоопределения – помочь человеку выбрать идеальную профессию. Шпрангер выделил 5 типов профессии: теоретические (наука); экономические; эстетические (искусство); политические; социальные. Профессиональный выбор делается в школьные годы и затрагивает небольшой временной период. На выбор профессии влияют личностные качества и социальная среда. При выборе профессии человек должен ориентироваться на (Сьюпер): свой образ я, я – концепция человека; уровень специальных способностей; интересы, опыт; ценности личности, ценности к труду; отношение к труду и профессии; потребности человека; профессиональная зрелость. Факторы, влияющие на выбор профессии: степень информированности человека о мире профессий, о своих возможностях, о заведениях; эмоциональный компонент; ЗУН; региональные особенности. Для диагностики профессиональных предпочтений используют наблюдения, тесты, методики, личностные тесты. Специальные тесты: тест Голанда, карта интересов Климова. Модели психологической помощи при профессиональном самоопределении: 1) адаптивная: диагностика (изучение личности оптанта; изучение требований профессии, на которую ориентирован оптант; сопоставление особенностей личности и психологических требований к профессии); бихевиористический, поведенческий или воспитательный вариант работы (любого человека можно научить любой профессии, если подобрать эффективные методы обучения); психоаналитический (стремление понять подсознание, мотивы поведения человека, помочь человеку принять себя безусловно, отказаться от профессий, которые не подходят). 2) развивающая или гуманистическая: строится на принятии клиента и создания для самораскрытия клиента. 3) активизирующая: (требования; занятия, в которых человек лучше узнает себя. Система психологического сопровождения выбора профессии). Виды помощи при профессиональном самоопределении: профориентация, профотбор, профессиональное обучение, диагностика, профессиональное консультирование.
|