Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень самопознания





Программа

«Нравственное воспитание социально и педагогически запущенных детей с задержкой психического развития (ЗПР)»

«Мы шагаем в большой мир».

Арсеньева Е.Н.

МОУ ООШ № 19

Обоснование необходимости создания программы.

Изучение состояния современных взглядов на процесс воспитания (учёных-педагогов и педагогов-новаторов Е.В.Бондаревской, М.И. Рожкова, О.С.Газмана, Н.М.Таланчука,Н.Е. Щурковой,) и опираясь на них у меня возникла мысль создания программы воспитания социально и педагогически запущенных детей с задержкой психического развития, вверенных мне как классному руководителю.

Учащиеся класса – дети из различных микрорайонов города. Класс сформирован из детей, прошедших МПК (медико-педагогическая комиссия) и получивших направление для обучения в класс КРО (классы коррекционного обучения). Все дети с ЗПР (задержка психического развития), со сниженной работоспособностью, неустойчивым вниманием, замедленным темпом восприятия и переработки информации, с несформированными основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение), лишены самостоятельности. В связи с этими психическими особенностями у большинства отсутствует или очень занижена учебная мотивация. Отношение к школе настороженное. Частые пропуски при обучении в начальной школе объясняются тем, что многие дети боялись идти в школу из-за невыученных уроков, и, как следствие, боялись негативного отношения к ним со стороны учителя и сверстников. У детей с ЗПР неравномерно развиты виды мышления. Наиболее ярко выражено отставание в словесно-логическом мышлении, лучше развито наглядно-действенное мышление.

Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность, а также повышение уровня тревоги и агрессии. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом.

Учащиеся класса – дети из неполных, малообеспеченных или неблагополучных семей, имеют отрицательный социальный опыт. Родители большинства учеников равнодушны к проблемам своего ребёнка. Всё их воспитание сводится к наказанию. Дети социально запущены, многие безнадзорны.

Факт появления задержки психического развития часто связывается с отрицательным воздействием школы, учителей (педагогическая запущенность). Любое педагогическое воздействие, не учитывающее индивидуальных особенностей личности ребенка, может стать непосредственной причиной ЗПР.

Дети с ЗПР, социально отвергнутые и педагогически запущенные становятся «трудными».

Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

· отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

· незнание их интересов и потребностей;

· политическая, социально-экономическая нестабильность;

· усиление влияния массовой культуры;

· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

· асоциальное поведение родителей, неполные семьи, отсутствие контроля со стороны родителей.

Именно такие «трудные» дети и составляют контингент учащихся класса. И это не вина этих детей, а их беда.

Я начала работать в 2005 году (5класс) с детьми, которые оказались отторгнутыми в других школах по разным причинам, которые напрочь лишены каких-либо нравственных навыков поведения по приведённым выше причинам.

Необходимость создания программы воспитания школьников, выбор её приоритетных направлений возникла в связи с переходом учащихся 4б класса из начальной школы в 5б класс, сменой классного руководителя. Это всегда для детей стрессовый, болезненный момент. Для того, чтобы выстроить систему дальнейшей работы с детьми, не нарушая преемственности в воспитательном процессе в начальной школе и в переходном периоде, необходимо было изучить психологические особенности самих детей, их уровень развития и направленности их личности. Необходимо было изучить семьи этих детей и участие семьи в воспитательном процессе.

В ходе совместной работы классного руководителя в начальной школе, классного руководителя, принявшего класс, психолога, социального педагога, логопеда по изучению состояния воспитанности учащихся класса были сделаны следующие первоначальные выводы:

1.При изучении состава учащихся обнаружилось, что класс формировался в течение всех 4 лет. Из 12 человек, обучающихся в данном классе, только 5 человек учатся в нем с первого класса. Все они имели протоколы осмотра МПК и рекомендации по обучению в классе КРО в связи с задержкой психического развития. Все остальные учащиеся переведены из других школ, либо по причине неуспеваемости, так как не справлялись с учебной программой; либо имели неадекватное поведение, конфликты со сверстниками, с учителями.

2. Семейное воспитание не содействовало и не содействует развитию ребёнка, так как большинство родителей имеют низкий социальный статус и ведут асоциальный образ жизни..

3.Работа классного руководителя в начальной школе сводилась, прежде всего к коррекции учебной программы и работе по усвоению её. (Ликвидация педагогической запущенности).

В связи с тем, что уровень воспитанности учащихся, собранных за 4 года в классе был чрезвычайно низок, многие дети не соответствовали по уровню интеллектуального развития своему возрасту, отличались очень узким кругозором, имели малый запас слов, имели психологические проблемы, создание программы «Нравственное воспитание социально и педагогически запущенных детей с ЗПР»» с названием «Мы шагаем в большой мир», было оправданным. Название программы отражает цель и задачи нравственного воспитания: формирования человека с высокими нравственными принципами, ставших нормой поведения, усвоившего правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации, вступив в большой и непростой мир.

Выбор направления работы оправдан ещё и тем, что, в настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в стремительной смене ценностей общества.

Отсутствие нравственных идеалов, навязывание СМИ извращённого понимания цели жизни, с которым встретилось наше общество, оказывают негативное воздействие на детей, подростков и молодёжь. А именно им жить в будущем, строить с этим негативным грузом свою жизнь. Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки.

Известный педагог И.Ф. Харламов считает, что воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. И любая затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. (16, с.11-12).

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе проблема нравственного воспитания нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков, И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192

Процесс нравственного воспитания будет эффективным, и будет способствовать развитию нравственности у школьников, если:

Будут выделены принципы: целостность, последовательность, систематичность.

Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью.

Цель нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

При создании программы я опиралась на концепцию, разработанную коллективом ярославских, калининградских ученых (М.И. Рожков - научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.).

В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Такое понимание воспитания строится на основе убеждения ученых в том, что процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий.

Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения,

а вторым — самореализация детей в процессе социального взаимодействия, предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Сегодня, когда перестраиваются основания и прежние способы жизнедеятельности, когда поддерживается и ценится постоянная генерация новых идей, необходимы соответствующие усилия людей по развитию способностей подрастающих поколений к самопознанию, которое помогает человеку в новых условиях "строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думающим и действующим не так, как сегодня" (Д.Б.Эльконин, 424).
Решение этой задачи зависит и от воспитателя, деятельность которого направлена на формирование творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей.

Актуальная проблемная ситуация, возникающая в образовании, связана как с трудностями перехода от традиционного образования к гуманистическому личностно-ориентированному. Одной из существенных издержек прежнего подхода к обучению и воспитанию школьников является доминирование такой процедуры получения знаний, при которой личность ребенка выводится как за пределы теоретических конструкций обучения и воспитания, так и за рамки практической педагогической деятельности. В традиционной системе обучения и связанной с ней психологии обучения и развития упор делается на способы усвоения знаний, которые опираются на внушение, которое прямо связывается с манипуляцией сознанием, поскольку представляет собой вторжение в сознание посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом акте "Я" субъекта. В этом принципиальное отличие внушения от убеждения. За рамками этой установки остается личность ребенка, его непосредственный жизненный опыт, реализующийся на эмоциональном уровне в отношениях к самому себе и к миру.

В современных педагогических концепциях (Е.В. Бондаревской, М.И. Рожков, (Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.)понятие «воспитание». определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс — это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого — в становлении его личностного образа.

Академик Е.В. Бондаревская реализует классическое положение психологии личности о том, что личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути. Этот поиск осуществляется на жизненном пути личности. Воспитание помогает личности прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний. Однако жизненный путь личности — это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним.

Воспитательный процесс — это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума. В ходе этой работы и происходит становление нравственных отношений, позиций личности, обретение личностных смыслов всего происходящего, что и формирует личностный образ человека.

На первый план выходит ориентация школьников на самопознание, самосознание и самореализацию.

Личностно-ориентированный подход в воспитании явился основополагающим при построении программы.

Программа рассчитана на работу в 5-9 классах и имеет следующие этапы реализации:

5-6 класс «Я познаю себя» (Кто я?)

уровень самопознания

Самопознание - это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. Однако современная социо-культурная ситуация в обществе изменила ценностные ориентации подростков, многие из которых сегодня на первый план выдвигают материальные, а не нравственные ценности. Это ведет к оскудению взаимоотношений между людьми, к непониманию чувств и состояний другого, к неумению сопереживать другому человеку. Стало очевидным, что без ориентации школьников на понимание себя и другого человека в этом мире не удастся прийти к взаимопониманию, исключающему безразличие к человеку и побуждающему ребенка принять человека как своего друга. Самопознание очень условно можно разделить на 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию и самоанализ. Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой.

Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей...

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой", "Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральнные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения

( изучаем себя, свои привычки и формируем навыкикультуры поведения, расширяем кругозор)

7-8 класс - «Я и окружающий меня мир людей» (Какой я? Что я делаю?) Я хочу, чтобы меня понимали и принимали, я учусь понимать и принимать других людей ».) Что я знаю о других людях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как мне управлять своими эмоциями? Что делать, чтобы достичь поставленной цели? Как вести себя в трудных ситуациях? Как сохранить свое здоровье?

Date: 2016-07-25; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию