Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Советская государственная система в 20-е гг. ХХ вПослевоенные реформы управления начались весной 1921 г. в условиях кризиса власти, общества, обусловленного разрушительными последствиями Первой мировой и Гражданской войн, небывалой в истории антироссийской иностранной военной интервенции, разгулом мелкобуржуазной стихии, обострением идейно-политического, гражданского противостояния внутри страны, геополитического и социокультурного соперничества западной и российско-советской цивилизаций[9; С.67]. Реформы управления опирались на революционное творчество трудящихся, их стремление идти вперед, реализовать выбор 1917 г., воплотили идеи безальтернативной замены старого образа государственного управления, основанного на принципах власти крупных собственников, угнетения и эксплуатации человека труда частным капиталом, новым образом управления, основанным на принципах народной собственности и власти, без угнетения и эксплуатации человека человеком. На собственном опыте 1917-1920 гг. трудящиеся убедились в преимуществах, способностях советского типа управления защищать коренные интересы абсолютного большинства населения, решать как насущные задачи, так и долговременные проблемы. Укреплялась надежда на то, что управление преодолеет социальный хаос, вызванный потрясениями предыдущих лет, обеспечит стабильность и порядок на путях антикапиталистической модернизации, осуществит принципы социальной справедливости, равенства, демократии. Народная поддержка стала источником послевоенной перестройки управления. В ходе демилитаризации был совершен в основном переход от милитаризации, тотального военно-коммунистического огосударствления органов управления к мирным задачам и нэповским методам управления. Отказ от военной чрезвычайщины позволил упразднить военно-революционные комитеты, ревтрибуналы, чрезвычайные комиссии, преобразовать часть чрезвычайных органов, освободить конституционные органы от чрезвычайных методов. Своеобразно преобразована и затем ликвидирована ВЧК РСФСР по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Сначала был сужен объем ее чрезвычайных функций, усилены в ее работе начала законности, приданы задачи ликвидации детской беспризорности - этого страшного наследия прошлого в виде 5,5 млн беспризорных детей. Хорошо организованный и разветвленный аппарат ВЧК осуществлял призыв Ф. Э. Дзержинского «Все на помощь детям!», создавал детдома, трудовые коммуны и колонии, собирал продовольствие и необходимые средства для содержания детей, проводил субботники в пользу детей, передал под детдома отобранные у богачей лучшие особняки и загородные дачи, сотрудничал с Американской организацией помощи голодающим, фондом помощи Фритьофа Нансена и др. В 1922 г. упразднены ВЧК, а также ее местные и транспортные, фронтовые, армейские чрезвычайные комиссии, образовано Государственное политическое управление с новыми функциями в составе СНК РСФСР. Из ведения ВЧК, ГПУ, других административных органов изъяты судебные функции, переданные народным судам. До 1936 г. продолжала функционировать лишь созданная в 1920 г. при СНК Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ЛБ), которая руководила обучением неграмотных и малограмотных взрослых с помощью добровольного общества «Долой неграмотность», возглавляемого председателем ВЦИК М. И. Калининым, опираясь на организационную структуру системы ликбеза. Совет труда и обороны теперь действовал на правах комиссия СНК, согласовывал деятельность ведомств, преимущественно в хозяйственном строительстве, имел в составе наркомов ВСНХ, труда, земледелия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, представителей ВЦСПС, ЦСУ, возглавлялся председателем СНК В. И. Ульяновым (Лениным), преобразован (1923 г.) в ЭКОСО, в исполкомах созданы экономсовещания, координировавшие работу местных хозяйственных органов. Нэповская перестройка управления воплотилась в расширении его демократических принципов, экономических методов в трестировании, акционировании, синдицировании промышленности, поддержке концессионной, смешанной, кооперативной форм государственного капитализма, разветвленной банковской системы, развитии товарно-денежных, рыночных отношений» проведении финансовой и денежной реформ, частичной денационализации и приватизации мелких и средних предприятий, использовании частного и иностранного капитала и др. Произошло более четкое разделение функций государственных управленческих структур, усилена роль ВСНХ, местных СНХ в руководстве экономикой, изменена внутренняя структура ВСНХ, изымались из ведения его главных комитетов и передавались непосредственно предприятиям многие вопросы, что определило тенденции упразднения разбухшей в военное время системы главкизма и развития хозяйственной самостоятельности предприятий. В системе государственного управления возникли структуры, ведавшие сферами внутренней торговли (Комиссия СТО, наркомат), концессий (главный концессионный комитет), кооперации, кредита и др., что изменяло априорные догматические и военно-коммунистические представления о характере советского управления. В 1922 г. вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, Трудовой и другие кодексы РСФСР, которые юридически оформили единое правовое пространство государственного нэповского управления, правовые основы регулирования и пределы частно-хозяйственной деятельности при определяющей роли государственной собственности. Конституционность основ советского управления — фундаментальное направление его реформирования в межвоенные 20-30-е гг., сначала на основе Конституции РСФСР, затем — Конституций СССР 1924 г. и 1936 г. В первые годы нэпа управление перестроено на основе Конституции РСФСР 1918 г. Восстановлена была выборная основа органов управления с ее специфическими чертами: прямые выборы с открытым голосованием в сельские и городские Советы, многоступенчатые — в высшие органы власти и управления; избирательные участки — по предприятиям, территориальные — для неохваченного производством населения, преимущество в нормах представительства Для рабочих по отношению крестьянству; лишение избирательных прав семи категорий лиц; многопартийность Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Возросла роль выборных всероссийских и местных съездов Советов в формировании исполнительных управленческих структур из депутатов, увеличен количественный состав представительных, исполнительных органов, усилена их ответственность перед трудящимися. На заседания Советов привлекались рабочие, крестьяне, заседания местных Советов проводились нередко в рабочих кварталах, на промышленных предприятиях. Работники органов власти и управления регулярно отчитывались перед населением, информировали трудящихся о всех мероприятиях советской власти. С целью усиления надзора за государственным аппаратом, упрощения его, устранения бюрократизма, волокиты возвышалась роль рабоче-крестьянской инспекции, в работе которой участвовали широкие массы рабочих и крестьян. Изменились в сторону демократизации, упорядочены на конституционной основе взаимоотношения центральных и местных органов управления, расширены права, самостоятельность последних. Они стали функционировать на основе законно изданных в развитие Конституции специальных Положений (1922 г.) о губернских, уездных, городских, волостных Советах, их исполкомах. Активизации их служил лозунг оживления Советов после войны
|