Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Правовое государство





Возникновение и развитие теории правового государства

Теория о правовом государстве зародилась много веков тому назад в Древней Греции. Именно античные мыслители ― Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий и др. ― впервые определили важнейший принцип правового государства ― принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями. Аристотель, в частности, утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя, закон должен властвовать над всем. «Я ― писал Платон, ― вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон ― владыка над правителями, а они ― его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Государственная власть, признающая право и, одно-временно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой госуарственностью.

Государственно-правовые нормы и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Французский философ XVIII в. Жан-Жак Руссо в трактате «Принципы политического права» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство и гражданин строят свои отношения на основании неписаного договора: держава обязуется обеспечить гражданину свободу и уважение его личности, создает условия для реализации его способностей, а гражданин обязуется уважать и защищать державу. Свобода понимается автором (Ж.Ж. Руссо) как добровольное, сознательное повиновение разумным законам гражданского общества. Здесь сформулирован второй принцип правового государства, суть которого состоит в свободе личности, в уважении государством человеческого достоинства, в примате прав граждан над правами государства.

Примерно в то же время был сформулирован еще один принцип правового государства — принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения власти в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял каждую их них законодательным органам, поскольку «тот выше, кто может предписывать законы». Он не выделяет отдельно судебную власть, считает ее основным элементом исполнительной власти.

В связи с этим следует признать, что свое классическое развитие теория разделения властей получила в работах Ш. Монтескье, называвшего три «рода» власти — законо-\дательную, исполнительную и судебную.

На американском континенте идеи правового государства воплотил в своей практической деятельности автор «Декларации независимости США» Т. Джефферсон. Опираясь на теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо, он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета, равенство всех людей перед законом. В «Декларации» Т. Джефферсон торжественно провозглашает, что государство создается для обеспечения неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу и стремление к счастью».

Таким образом, включенные в «Декларацию» естественные права человека превращались в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как целому. Для официальной государственной доктрины того времени это было совершенно новое поколение, так как ранее считалось, что правами людей наделяет государство.

Значительный вклад в философское обоснование теории правового государства внесли такие мыслители нового времени, как К. Ясперс и И. Кант. Последний рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Так оформился еще один принцип концепции правового государства, согласно которому источником политической власти в правовом государстве является народ: без реальной демократии не может быть правового государства.

Идеи о справедливом государстве и праве занимали значительное место в трудах известных белорусских гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и др.

Решительно отстаивали принципы правового государства революционеры-демократы А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, К. Калиновский и др.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Признаки правового государства.

По мере того как общество переходило в своем поступательном развитии от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Последнее может проявлять заботу об обществе и, наоборот, может паразитировать и даже сокрушать общественный организм. Поэтому когда мы ведем речь о правовом государстве, то оно мыслится как альтернатива авторитарному и тоталитарному режиму.

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, новое содержание, соответствующие конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его тесная связь с правом. Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества. Признаки правового государства:

Господство закона во всех сферах общественной жизни (полный отказ от примате государства над правом; никакие подзаконные — президентские, правительственные, ведомственные — акты не могут противоречить закону, обладающему высшей юридической силой, не могут отменять или изменять его).

Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса).

Четкое разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчинена только закону.

Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого органами народа, так и им самим (в правовом государстве не должно и не сможет быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей).

Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государств аи личности).

Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. Выступая как частнособственническая социальная структура, гражданское общество представляет собой систему рыночных отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные не управляемые административной властью процессы. Исторический опыт свидетельствует, что частная собственность не только разъединяла людей, но и вызывала к жизни невиданный ранее всплеск инициативы и интереса к развитию производства. В итоге именно она способствовала формированию структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Применяя к современности, можно утверждать, что экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.

Следовательно, в идеале гражданское общество — это «содружество свободных граждан, права которых священны». Первейшая задача государства — обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен создать нормальное гражданское общество, сотворить людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания, обеспечить гармонию национальных отношений. Именно при таком условии возможно создание сильного демократического государства.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, общую волю населения страны. Они регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. При расхождении этих актов с законом действует закон. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при всей их значимости выражают волю издавших их государственных органов и к общей воле, по сути дела, отношения не имеют. А поэтому, при необходимости, они могут лишь конкретизировать некоторые положения закона, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон.

Верховенство закона обусловливается не только тем, что он выражает общую волю населения страны. Сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми другими нормативными актами, определяют его особое место в любой системе права. Уважение закона, и прежде всего Конституции, есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут сознания и поведения всех граждан. Известный белорусский правовед В. Г. Тихиня о верховенстве закона сказал: «Если представить себе белорусские законы в виде единого и целостного комплекса, то Конституция Республики Беларусь, несомненно, занимает в нем главенствующее положение. Конституционные нормы являются первичными, учредительными. Отсюда следует, что законы, противоречащие Конституции или принятые в нарушение установленных ею правил, не имеют юридической силы».

Основным атрибутом организации и деятельности правового государства является разделение ветвей (отраслей) власти. Осуществление этого принципа защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур. Однако разделение ветвей власти нельзя понимать как их противостояние. Каждая из отраслей единой государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; они самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и направлять друг друга. Ни одна из отраслей не может принять на себя функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому отрасли единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм».

Как мы указали выше, принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы, в частности, являются: срочность полномочий должностных лиц, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, независимость судейского корпуса и др.

Уяснение основных признаков правового государства позволяет дать следующее его научное определение: правовое государство — это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населения, и самоподчиняющееся праву («связанное правом»).

Формирование правового государства

Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленчества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности.

Поэтому господство закона в Республики Беларусь должно стать реальным снизу доверху. Все правовые институты необходимо повернуть в сторону обеспечения прав человека, чтобы сбалансировать несправедливый перенос в системе отношений «государство — человек», который всегда был в пользу первого. В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует», как милость, а признает в качестве неотъемлемой собственности граждан. В правовом государстве держава перестает выступать в роли господина в отношениях с гражданином, а гражданин перестает быть «послушным и маленьким винтиком» в государственном механизме.

Представляется, что разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г., ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации.

Важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Нередко под таким разделением понимают полное равенство и независимость властей. С этим согласиться нельзя: власти не могут быть равными в своих правах и независимы друг от друга, иначе не будет обеспечиваться их функциональная самостоятельность государство перестанет быть единым механизмом. Суть же разделения власти заключается в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности. Такое разграничение не только не исключает взаимодействие властей, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении государственных функций, взаимное воздействие в решении сложных политических проблем. Иной подход чреват возникновением серьезных конфликтных ситуаций.

Прежде чем рассмотреть систему организации власти в соответствии с новой Конституцией, кратко определим назначение каждой из ветвей власти, которые призваны сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении государством, обеспечивать устойчивость власти в целом.

Законодательная власть — это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, принимает законы, избирает высших должностных лиц государства и т. п. Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется Конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.

Исполнительная власть призвана реализовывать законы и другие решения парламента и осуществлять руководство текущей жизни общества и государства. Она разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти выполняет правительство, а в странах с президентской формой правления — и Президент. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим органам и населению административно-территориальных единиц.

В правовом государстве важное место в системе власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут отменять решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат Конституции и законам.

Согласно Основному Закону (ст. 79) главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Высшим представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент — Национальное собрание. Срок его полномочий — четыре года. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90).

Согласно ст. 97 Конституции Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

Палата представителей рассматривает проекты законов; назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет отставку Президента; принимает решения и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики (ст. 98) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с его должности.

В соответствии со ст. 99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст. 101).

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров — центральный орган государственного управления (ст. 106).

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

Правительство руководит системой органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Согласно ст. 108 Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси.

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Основной Закон закрепил конституционные основы судебно-правовой реформы. К ним, прежде всего, следует отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.д.). В ст. 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, т. е. суды подчиняются только закону и никому более.

Впервые в нашем законодательстве при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией или законом ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специализированные) наряду с Конституционным судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства.

В соответствии с Основным Законом в судебную систему республики включается и Конституционный Суд (ст. 116). Шесть судей назначаются Президентом Республики. Шесть избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Конституционный суд призван обеспечивать соответствие законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам Республики. Рассмотрение споров о праве, дел о юридической ответственности не входит в его компетенцию. Это сфера деятельности обычных судов.

Таким образом, Основной Закон Республики Беларусь закрепил конституционные основы организации и деятельности судов, а намеченная судебно-правовая реформа должна рассматриваться как неотъемлемая составная часть общей реформы государственного аппарата, осуществляемой с учетом требований разделения властей.

На необходимость реформирования действующей системы юстиции указывает также то, что суды, прокуратура, органы дознания и предварительного следствия не в состоянии обеспечить надлежащую охрану законности и правопорядка.

Проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь мы не случайно начали рассматривать с политико-правовых аспектов. Они неплохо разработаны в юридической науке, более понятны и более восприимчивы социальными слоями посттоталитарного общества.

Наши размышления будут неполными без краткой характеристики процесса формирования гражданского общества в стране, наличие которого является важнейшим условием функционирования правового государства.

Основу гражданского общества составляет частная собственность. Если при тоталитаризме она сохранилась, гражданское общество может восстановиться относительно легко. Ему просто не надо мешать. Гораздо сложнее переход от «социалистического» тоталитаризма, характеризуемого единством власти и собственности. Частная собственность здесь может возникнуть только в результате широкомасштабной приватизации. Как следствие, приватизация вызывает глубокую трансформацию государственной власти, ибо отторгает ее от распоряжения всей собственностью страны. После приватизации подменять собственника уже не удается. С ним надо будет считаться, создавать для него разумные и приемлемые «правила игры», переходить от силовых к правовым методам воздействия. Делать все это власть не научилась и поэтому легко может потерять контроль над социальными процессами. Инстинкт самосохранения диктует удержание «командных высот» в экономике.

Но если интересам государства как всевластного аппарата приватизация явно не отвечает, то отдельные представители, владея рычагами государственной власти, приобрели собственность и тем самым обеспечили себе переход в слой частных собственников. Отсюда можно сделать вывод: в условиях посттоталитаризма государственная власть является одним из главных инструментов первоначального накопления капитала.

Накопленный наукой и практикой опыт позволяет утверждать, что в Беларуси, как и в некоторых других республиках бывшего СССР, приватизация пойдет в следующей системе координат: с одной стороны, сохранится государственный контроль над значительным объемом собственности, а с другой стороны — личное обогащение чиновников. Поэтому процесс формирования гражданского общества будет затянут и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности.

Вместе с тем либерализация экономики и политики создает некоторые возможности для появления подлинно частного, не связанного с государством бизнеса, подлинно независимых, не пользующихся государственным финансированием прессы, общественных объединений и т.д.; если такие структуры, возникнув, устоят перед соблазном перебраться под «государственное крыло» и выживут, обратное движение к тоталитаризму станет невозможным. Они составят зародыш гражданского общества — постоянного оппонента государства.

Date: 2016-07-18; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию