Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные черты социального работника. Методики изучения.





Эта работа требует не только определенных профессиональных знаний, умение использовать самые для каждой конкретной ситуации формы, методы, технологии социальной работы, но и соответствующих личностных качеств. С этой точки зрения особенно важны такие индивидуальные качества социального работника, как гуманистическая направленность, личная и социальная ответственность, обостренное чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение к достоинству другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, (способность сопереживать, сочувствовать), готовность понять клиента и прийти ему на помощь, внимательность, исполнительность, искренность, коммуникабельность, социальная адаптированность. Для клиентов социальной работы, как показывают социологические исследования, важно, чтобы социальные работники обладали необходимыми для этого вида деятельности личностными качествами (доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, участливость, бескорыстие, уравновешенность) навыками общения (внимание к другим, умение выслушивать, вежливость) отношением к работе (добросовестность, исполнительская дисциплина, ответственность, требовательность к себе).

Неприемлемыми для них такие личностные качества, как нервозность, корыстолюбие, черствость, высокомерие, нечестность, жестокость. В общении клиенты негативно оценивают грубость, неуважение к людям, брезгливость, сердитисть, невежливость, дерзость социальных работников. В отношении к работе - равнодушие к клиентам, постоянная спешка, безответственность, лень, небрежность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность и т.д..

В большинстве научных исследований личностные качества социального работника делят на три группы.

1. Психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к этому виду деятельности. К ним относятся психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность).

2. Психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К этой группе качеств относятся самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивость (физическая тренированность, самовнушение, умение переключаться и управлять своими эмоциями). Они помогают избежать профессиональных стрессов, осуществлять самоменеджмент - последовательное, целенаправленное использование эффективных методов и технологий самореализации, саморазвития творческого потенциала. Например, работники в общине должны быть способны к инициативе, действовать в условиях риска, внедрять новаторские идеи. Для этого необходимы высокая восприимчивость к новому, способность работать самостоятельно, создавать собственную сеть поддержки, решать конфликты в обществе, а также спорные ситуации взаимодействия общества с внешней средой.
3. Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личной привлекательности. Такими качествами являются коммуникабельность (умение быстро налаживать контакт с людьми); (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание) (внешняя привлекательность личности) красноречие (умение красиво, мастерски говорить, ораторский талант) и другие.

Социальным работникам приходится все время иметь дело с разными людьми (клиентами, местными жителями, специалистами, консультантами) устное, письменное общение с ними должно быть доверчивым, убедительным, что является предпосылкой его эффективности.

Для этого необходимы владение навыками презентации своих идей перед разными группами, во время различных собраний, написание отчетов, проектных заявок, умение обосновывать идеи, находить союзников, продвигать проекты общины, использовать возможности служб и услуг и т.п..

Определенную теоретическую, практическую, ориентационную ценность имеет для социальных работников такой перечень их личностных качеств:

а) эмпатия - умение видеть мир глазами другого человека;

б) уважение, реагирование на проблему клиента так, чтобы внушить ему уверенность в способности преодолеть его;

в) конкретность и четкость;

г) знание себя и умение помогать другим в самопознании;

г) искренность, умение естественно вести себя в отношениях с клиентом;

д) соблюдение правила «здесь и теперь», обязывающих к безотлагательному решению проблемы, удовлетворение потребностей клиента.

Профессиональная социальная работа опирается на принцип гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, самой распространенной из которых является альтруизм.
Альтруизм (лат. alter - другой) - моральное качество, характеризующее готовность человека бескорыстно жертвовать собственными интересами ради блага другого.

Альтруизм является непременным условием социальной работы. Если социальный работник не исповедовать его отношении клиентов, он не сможет видеть их интересы первоочередными для себя, а потому не прилагать усилий для решения их проблем. В таком случае ему трудно будет рассчитывать на доверие клиентов, без которого невозможно эффективная сотрудничество. Итак, профессия социального работника, основываясь на альтруизме, требует от него и такого морального качества, как сострадание.

В формировании качеств, необходимых социальным работникам для успешного выполнения своих обязанностей и общения с клиентами, существенную роль играют природные данные, стремление к самоопределению, самоутверждению, желание учиться, ценностные ориентации и волевые усилия человека, избравшего эту профессию.

Определяющим фактором пригодности человека к социальной работе является система ее ценностей, которая определяет эффективность ее практической деятельности. Убежденность в абсолютной ценности каждого человека должно быть базисной психологической установкой, основой ценностной ориентации социального работника.

20.Психологическое несоответствие требованиям профессии.

Неприемлемыми для социального работника такие личностные качества, как нервозность, корыстолюбие, черствость, высокомерие, нечестность, жестокость. В общении клиенты негативно оценивают грубость, неуважение к людям, брезгливость, сердитисть, невежливость, дерзость социальных работников. В отношении к работе - равнодушие к клиентам, постоянная спешка, безответственность, лень, небрежность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность и т.д.. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, применяемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет опыт работы с людьми.

 

 

Date: 2016-07-18; view: 694; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию