Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные взаимодействия и отношения:сущность понятий,формы(кооперация,конкуренция,конфликт).Теория социального взаимодействия Дж.Хоманса.





Взаимные ожидания часто не оправдываются, и возникшие взаимосвязи разрушаются. Если взаимные ожидания оправдываются, приобретают предсказуемый, а главное, устойчивый вид, такие взаимодействия называют социальными отношениями. Социология различает три самых общих типа взаимодействий — сотрудничество, соперничество и конфликт.

Сотрудничество — такой тип взаимодействия, при котором люди осуществляют взаимосвязанные действия для достижения общих целей. Как правило, сотрудничество является выгодным для взаимодействующих сторон. Общие интересы сплачивают людей, вызывают у них чувства симпатии, благодарности. Взаимная польза побуждает людей к общению и в неформальной обстановке, способствует возникновению атмосферы доверия, морального комфорта, желанию уступить в споре, потерпеть какие-то неудобства для себя лично, если это необходимо для дела. Отношения сотрудничества имеют массу преимуществ и выгод для совместного дела, борьбы с конкурентами, повышения производительности труда, закрепления работников в организации и предотвращения текучести кадров.

Однако с течением времени взаимодействие на основе сотрудничества начинает приобретать консервативный характер. Люди, изучив возможности друг друга, особенности характера, представляют, чего следует ждать в конкретной ситуации от каждого. Возникают элементы рутины, стабильность отношений становится застоем, порождает потребность сохранения статус-кво. Члены группы начинают опасаться перемен и не хотят их. Они уже имеют набор стандартных, проверенных временем решений практически в любой ситуации, установили взаимосвязи со всей системой многосторонних отношений в обществе, знают своих поставщиков сырья, информаторов, проектировщиков, представителей властных структур. Новичкам в группу дороги нет, новые идеи не проникают в это заблокированное социальное пространство. Группа начинает деградировать.

Взаимодействие на основе соперничества (конкуренции) — это один из самых общих типов взаимодействия, противоположный сотрудничеству. Особенность соперничества в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют различные интересы. Напри мер, несколько компаний претендует на получение заказа на строительство крупного моста через Волгу. Цель у них одна — получить заказ, но интересы разные. Двое молодых людей любят одну девушку, цель у них одна — добиться ее благосклонности, но интересы противоположны.

Соперничество, или конкуренция, — основа рыночных отношений. В этой борьбе за доход возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить его. Победа одного нередко означает катастрофу для другого, потерю престижа, хорошей работы, благосостояния. Зависть к удачливому сопернику бывает такой сильной, что человек совершает преступление — нанимает убийц для устранения конкурента, выкрадывает необходимые документы, т.е. идет на конфликт. Такие случаи — довольно распространенное явление, они широко представлены в литературе (Т. Драйзер, Дж. Голсуорси, В.Я. Шишков и другие писатели), о них пишут в газетах, их обсуждают на телевидении. Самое действенное средство ограничения такого рода конкуренции — принятие и исполнение соответствующих законов и соответствующее воспитание человека. В экономике — это принятие серии антимонопольных законов; в политике — принцип разделения властей и наличие оппозиции, свободной прессы; в сфере духовной жизни — распространение в обществе идеалов добра и милосердия, общечеловеческих нравственных ценностей. Однако дух соперничества является стимулом в бизнесе и вообще в любой работе, который не позволяет человеку успокаиваться на достигнутом.

Конфликт — открытое, прямое противостояние, иногда вооруженное. В последнем случае речь может идти о революции, вооруженном восстании, бунте, массовых беспорядках. Например, после массовых беспорядков, охвативших Киши- нсв в 2009 г. и Бишкек в 2010 г., произошла смена правительства в Молдавии и Киргизии. Предотвращение насильственных конфликтов, борьбы, наносящей вред человеку и нарушающей общественный порядок, является задачей государства. Изучая проблему социального взаимодействия, социологи, в частности Т. Парсонс, разработали учение о равновесии социальной системы, которое выступает решающим условием сохранения системы, ее жизнеспособности. Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношения между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таковы, что свойства и отношения оказываются неизменными.

Однако существует и другой взгляд, содержащий объяснение конфликта не только как негативного, но и как позитивного элемента общественной жизни.

Таким образом, социальное действие является таким действием человека, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Социальное действие — это конституирующий элемент, «единица» социальной реальности. Множество социологов (например, М. Вебер, Т. Парсонс) усматривали в нем исходный пункт всей системы общественных отношений. Устойчивое и систематическое выполнение действий, подразумевающее обратную связь, называется социальным взаимодействием. Социальное взаимодействие, как правило, выражено в виде сотрудничества, соперничества или конфликта.

Теория социального обмена Дж. Хоманса. Дж. Хоманс (р. 1910) изучал природу индивидуального поведения и взаимодействия. Он полагал, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего прошлого опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Взаимодействие Хоманс рассматривает, как ответы индивида на внешние стимулы, которые могут быть в двух формах: награды и наказания. Отсюда ученый выводит основные постулаты (правила), которые регулируют поведение человека. Они выглядят следующим образом:

1.Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он повторяется. Например, если один человек получил от другого совет, который ему пригодился, то велика вероятность, что этот человек вновь обратиться к другому за советом.

2. Если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от некоторого условия, то человек будет стремиться воспроизвести это условие. Например, если человек, пришедший на прием к начальнику, принес его секретарю презент, и тем самым попал к начальнику раньше других, то в дальнейшем, приходя в этот кабинет, он снова будет приносить подарки секретарю, т.е. воспроизводить условия ситуации.

3. Если вознаграждение велико, человек готов затрачивать больше усилий ради его получения.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения. То есть, если человека слишком часто вознаграждать, то постепенно это вознаграждение утратит для него значимость, перестанет быть стимулом для того, чтобы и в дальнейшем предпринимать усилия.

Теория Дж. Хоманса наиболее пригодна для анализа межличностных взаимоотношений, отношений лидерства, переговорных процессов, но в то же время человеческое поведение и взаимодействие не всегда можно объяснить только исходя из понятия целесообразности, взвешивания наград, издержек и наказаний.

 

Date: 2016-07-05; view: 1008; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию