Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление как процесс ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Управление рассматривается как процесс, то есть непрерывная последовательность реализации функций управления, каждая из которых в свою очередь также является процессом. Под функцией (лат. function – обязанность, круг деятельности) управления можно понимать: - ту или иную общую задачу, которую оно решает; - относительно самостоятельный вид управленческих действий; - определённую сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда; - целевое назначение управленческой деятельности вообще. Различные учёные предлагают различные перечни функций, куда включают исследование, оценку, принятие решений и другие. Но к основным функциям управления традиционно относят планирование, организацию, мотивацию и контроль. 1. планирование - предполагает целеполагание, определение исходного состояния, средств и алгоритмов достижения цели; 2. организация - создание структуры, то есть объединение элементов системы устойчивыми связями для достижения целей; 3. мотивация - согласование целей, организации прав и обязанностей исполнителей с их потребностями через механизмы внешнего и внутреннего побуждения; 4. контроль - фиксация и анализ состояния объекта, с целью его последующей корректировки относительных целей. Объединение функций управления в единый процесс управления обеспечивается связующими процессами: · Процесс принятия решений по каждой функции управления. · Коммуникации - процесс внутри- и меж- функционального обмена информацией.
Одной из целей теории управления является адаптация особенностей управленческой деятельности к решению практических задач, стоящих перед сложными социальными образованиями, а также локализация этого решения на одном из уровней, где реализуется эта деятельность. Реализация управленческих функций предполагает учёт специфики отрасли, сферы, направления деятельности (сфера государственной службы, шоу-бизнес, торговля, промышленность и т.д.) Управлять означает выстраивать иерархическую цепочку командно-распорядительных связей между уровнями управления, выявлять внутреннюю устойчивость функционирования управляемого объекта, обеспечивая непрерывность и цикличность её воспроизводства, способствуя проявлению динамических характеристик процесса управления в целом. Главной целью теории управления (слайд 27) является выработка общих закономерностей реализации управленческих функций, описание условий, способствующих формированию устойчивых схем принятия решений. К основным задачам теории управления следует отнести (слайд 28): 1. обобщение опыта управленческой деятельности и выработка на его основе рекомендаций по оптимизации управленческого труда, эффективному использованию имеющихся у организации ресурсов; 2. оптимизацию систем управления; 3. выбор средств и методов регулирования социально-экономических и политических процессов; 4. выявление и операционализацию сложносоставных задач; 5. обоснование видов управленческой деятельности; 6. дифференциацию труда в деятельности крупных организаций; 7. разработку алгоритмов принятия управленческих решений; 8. формирование условий для социального партнёрства.
Производственная система включает в себя множество уровней и связей (слайд 29), позволяющих хозяйствующему субъекту обеспечивать воспроизводство всей производственной инфраструктуры и нейтрализовать неблагоприятные воздействия среды. К уровням следует отнести: человека, группу людей, предприятие (организацию), отрасль и территорию. Управление человеком предполагает манипуляцию его способностями, потребностями и навыками, используемыми в производственном процессе. Результатом управления на уровне индивида может стать эффективный подбор руководителей и исполнителей для выполнения заявленных организацией задач, основанный на индивидуальном подходе. Специфической особенностью управления группой является знание внутригрупповых связей и структурных особенностей, оказывающих влияние на способность организации в целом решать поставленные перед ней задачи. Управление группой предусматривает решение производственных задач в рамках мобилизации социальных механизмов, проявляющихся во внутригрупповом взаимодействии. Управление отраслью подразумевает регулирование деятельности группы предприятий, объединенных общностью используемых технологий и продуктом (услугой). Целью управления отраслью является получение выгоды предприятиями, относящимися к одному производственному классу в рамках сложившейся в стране (регионе, мире) системы общественного разделения труда и минимизация необходимых затрат на производство профильного продукта (услуги). Управление территорией основано на оптимизации распределения в административно-территориальной единице (национально-государственном образовании, населенном пункте) производительных сил общества. Степень оптимизации зависит от морфологических, климатических и географических особенностей территории, ее места в системе общественного разделения труда, имеющегося в ней производственного и кадрового потенциала. Важнейшим в теоретическом аспекте является разделение корпоративного и территориального управления (слайд 30), составляющее основу для различных видов функций, лежащих в основе управленческой деятельности. Главной целью и критерием эффективности корпоративного управления обычно является прибыль, по показателям которой судят об уровне и качестве менеджмента на предприятии, тогда как мерилом деятельности территориальных органов власти является удовлетворенность населения условиями жизни. Управляя предприятием, его руководитель главным образом заботится о максимизации прибыли и ее распределении по основным разделам хозяйственного портфеля. Управление территорией становится для ответственных лиц более разноплановой и многоцелевой деятельностью, включающей выполнение множества взаимосвязанных задач, подчас противоречащих друг другу. Поддержка и стимулирование находящегося в границах поселения предприятия является лишь одной из целей такой деятельности. Главный вектор территориального менеджмента направлен на создание экономических и социальных условий, способствующих повышению привлекательности территории, благоустройства и качества жизни населения. Поэтому в рамках территориального управления необходимо создать баланс интересов между представляющими данную территорию хозяйствующими субъектами, а также обеспечить защиту интересов населения, напрямую не пользующегося услугами местных предприятий и зачастую страдающего от негативных проявлений их деятельности (экологические проблемы, использование земель, находящихся в общественном пользовании, и пр.). Как научная дисциплина теория управления выполняет множество функций, ха рактер которых определяется в зависимости от сферы использования. Функции теории управления следует рассматривать в рамках трех уровней (слайд 31): 1. Базовые 2. Производственные (профессиональные) 3. Организационные Базовые функции выражают общий смысл управленческой деятельности, основные векторы ее специализации. Производственные (профессиональные) функции позволяют рассматривать управление через призму разделения управленческого труда. А в последний уровень в системе функций управления входят организационные функции, направленные на координацию и регулирование связей между производственными функциями. Базовые функции лежат в основе профессиональной управленческой деятельности, рассматриваемой безотносительно к ее конкретному содержанию и выражающей общие подходы к выбору средств на ее реализацию. К ним можно отнести: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Ряд специалистов выделяют: координационную, стимулирующую, компенсационную, контролирующую, производственную и коммуникационную функции. Координационная функция обеспечивает согласование установок и решений между различными функциональными подразделениями в процессе производственной деятельности. Стимулирующая способствует созданию условий для мотивации одних отдельных функциональных подразделений относительно других, занимающих более высокие позиции в производственном процессе. Компенсационная обусловливает выравнивание условий труда и текущих издержек путем предоставления отстающим функциональным подразделениям дополнительной помощи. Контролирующая предписывает целесообразность отслеживания возникающих тенденций в производственном процессе и устранение неблагоприятных факторов. Коммуникационная функция предусматривает налаживание эффективного взаимодействия между разными уровнями и звеньями производственной системы, оптимизацию информационных потоков и информирование лиц, ответственных за принятие решений. Производственные функции направлены на формирование эффективного производственного режима, лежащего в основе деятельности предприятия (производственной системы). Крайне важна содержательная сторона этих функций, позволяющая разделить управленческую деятельность на обособленные функциональные зоны, дифференцированные в соответствии с нормами общественного разделения труда. Наиболее значимыми носителями производственных функций в организации являются непосредственно сами производственные подразделения, а также финансовая и маркетинговая службы. В качестве производственных функций можно рассматривать также разделение между исследовательской стадией производственного процесса, представленной НИОКР, разработанными бизнес-планами, техническими заданиями, и проектной, которая включает технологические средства, направленные на формирование заданных системных параметров. Исходным основанием организационных функций в теории управления является проявляющаяся в любой производственной деятельности необходимость координации работ различных звеньев производственного процесса. Эту функцию в производственном процессе выполняют управление персоналом организации, решение конфликтных ситуаций, стимулирование инновационной деятельности производственных подразделений и др. Характерной чертой этих видов деятельности является то, что они являются связующим звеном между хозяйственными подразделениями ПС и служат конкретным способом реализации базовых функций. Одной из главных целей теории управления является привязка функций научного мышления к практике управления, которая позволяет осмыслить природу происходящих процессов, объяснить их происхождение и результаты, к которым они могут привести, сформулировать проблемы, возникающие в сфере регулирования этих процессов, и выработать оптимальные решения. Особую роль играет возможность предсказания исхода исследуемых процессов и явлений.
|