Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нордическая (северная) модель местного самоуправления





К нордическим странам относятся Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. В этих странах самоуправление имеет общие исторические традиции. Во всех странах, исключая Финляндию, местное управление делится на региональный и коммунальный уровни. Уровни управления различны по статусу, выполняют различные задачи, финансово не зависят друг от друга. Основными чертами трехуровневой системы управления Скандинавских стран являются:

· все три уровня управляются советами депутатов, избираемыми на основе прямых свободных демократических выборов;

· местный (коммунальный) уровень и региональный не связаны между собой как подчиненный и руководящий уровни;

· коммунальные и окружные органы функционируют на основе самофинансирования и вправе налагать свои собственные налоги;

· основная часть общественных задач делегирована государством и выполняется на уровне коммун, которые распоряжаются более чем половиной государственного бюджета;

· государство контролирует местные органы самоуправления, однако не назначает туда специальных руководителей для этих целей;

· местные органы самоуправления могут набирать персонал в таком количестве, которое они считают нужным и какое они могут обеспечить своими финансами.

Законодательно местное самоуправление в Швеции оформилось в 1862г. в ходе коммунальных реформ, согласно которым светское и церковное управление разделились. Выполнение церковных задач возлагались теперь на церковные приходы, а светские- на городские и сельские коммуны. Одновременно с этим были введены новые органы общественного управления - ландстинги. Ландстинги выдвигали своих представителей (депутатов) в первую палату риксдага до 1970г., т. е. до того времени, когда риксдаг перестал быть двухпалатным. Таким образом, политическое управление стало иметь три уровня. Первый уровень - общенациональное управление, представленное парламентом (риксдагом) и правительством. Второй или средний уровень - региональное управление. Сюда относятся управления ленов (провинций) и ландстинги. Нижний слой управления представлен первичными коммунами.

Под коммуной подразумевается самоуправляемая единица административно-территориального деления (город, село, другие населенные пункты с прилегающими к ним окрестностями), которая обеспечивает коллективно финансируемые задачи управления. Характерной чертой коммунального управления является то, что все жители имеют возможность принимать участие в принятии решений и непосредственно влиять на процесс управления. Коммунальное самоуправление составляет центральную часть конституционного устройства скандинавских стран. Управление коммуной осуществляется выборным органом, состоящим из представителей политических партий, избранных прямым голосованием граждан.

Ландстинг - единица административно - территориального деления регионального масштаба. Управление в ландстинге осуществляется политическим органом, избранном на основе прямого голосования. Основной сферой его деятельности является организация работы учреждений здравоохранения. Ландстинги иногда называют вторичными коммунами, т.к. они включают в себя часть первичных коммун. Каждый регион и его первичные коммуны составляют ландстинг, если другое не определено особо.

Отличительными особенностями коммун и ландстингов являются следующие:

· наличие определенной зафиксированной территории;

· права юридического лица, в том числе право заключения договоров, владения и продажи имущества;

· наличие общественно-правовых полномочий, в том числе право налогообложения.

Принципы местного самоуправления закреплены в Конституции Швеции, согласно которой народное управление строится на свободном формировании взглядов и на общем и равном избирательном праве. Народное управление воплощено в представительном парламентарном устройстве государства и местном самоуправлении. В Конституции закреплено право принятия решений в коммуне собранием избранных представителей, т.е. муниципальным собранием.

Современное коммунальное управление закреплено конституциями всех скандинавских стран и соответствует Европейской хартии МСУ, которая вобрала в себя все прогрессивные достижения и опыт стран Западной Европы. Высший законодательный орган в коммуне представляет коммунальное собрание, а исполнительный- исполнительный коммунальный комитет.

Местные органы самоуправления в Финляндии состоят из 102 городских и 353 сельских муниципалитета. Муниципалитеты наделены оперативной и финансовой свободой в рамках существующего законодательства. Местное управление реализуется через многопартийную демократию. Муниципалитеты – единственные органы местного самоуправления с напрямую избираемыми советами.

Муниципалитеты предоставляют все основные виды общественных услуг своему населению. Некоторые из этих задач определены законами, а некоторые определяются самостоятельно. Государство может определять задачи муниципалитетам только через законодательство. Основными задачами муниципалитетов являются: образование; здравоохранение; социальное обеспечение; техническая инфраструктура; контроль за сохранением окружающей среды.

Членами муниципалитета являются жители, постоянно проживающие на его территории и внесенные в официальный список населения муниципалитета. Зарегистрированные фирмы и организации, имеющие юридический адрес на территории муниципалитета, также считаются членами муниципалитета, равно как физические и юридические лица, владеющие недвижимостью на территории муниципалитета. Члены муниципалитета должны платить местные налоги и имеют право оспаривать в суде любые решения, принятые муниципалитетом.

Фундаментом для эффективной деятельности МСУ в Финляндии является право муниципалитетов устанавливать свои собственные налоги. Самостоятельные собственные доходы предоставляют свободу действий и ресурсы для демократического самоуправления в муниципалитетах.

Государство также имеет некоторые службы на местном уровне. Сферы их управленческой деятельности объединяют один или несколько муниципалитетов. В итоге в учреждениях государственной власти на местном уровне занято около 10% государственных служащих. Такими службами являются: полиция; налоговые учреждения; учреждения по использованию рабочей силы; учреждения регистрации населения; местные суды.

Сбор налогов как на государственном, так и на местном уровнях управления в Финляндии, является обязанностью государственных властей. Муниципалитеты оплачивают государству расходы, связанные со сбором муниципальных налогов. Местные органы самоуправления в Финляндии за последние годы были реформированы путем постоянно вносимых изменений, посредством ряда небольших шагов, которые в итоге существенно их изменили.

Слияние муниципалитетов, союз между двумя или несколькими муниципалитетами, являются добровольным делом, если они хотят объединиться между собой. Государство очень редко объединяет несколько муниципалитетов принудительным путем.

В Финляндии муниципалитеты объединены в союзы провинций, которые осуществляют свою деятельность на началах регионального самоуправления. Союзы обеспечивают регионально-политическое планирование, определяет цели развития региона и способы их достижения. Региональный план представляет собой проект использования земельных ресурсов. Союзы провинций занимаются ведением международных контактов, относящихся к их сфере деятельности; ведут работу по развитию духовного и материального благосостояния своей провинции. Органом Союзов провинций является Союз местных и региональных органов самоуправления Финляндии. Сферами услуг Союза являются коммунальное хозяйство, социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, экология, кадровая и общественная политика.

Характерной чертой муниципального управления скандинавских стран является то, что здесь уже более 150 лет существует муниципальная администрация с независимыми правами, включая право налагать налоги. В этих странах политики стремились сохранить существование сферы деятельности муниципалитетов, прежде всего школьное образование, социальные услуги и больницы. Однако социальная сфера требовала больших финансовых затрат и это обстоятельство было главным аргументом укрупнения муниципалитетов, особенно в сельской местности.

Date: 2016-01-20; view: 812; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию