Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование и становление СССРВ годы гражданской войны и иностранной интервенции отношения республик, в которых сохранилась Советская власть, имели форму военного союза, а с конца 1920 г. они были дополнены хозяйственным союзом. Отношения стали регулироваться двусторонними договорами. Эти договоры послужили основой для создания органа государственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представителей советских республик. Важную роль сыграл дипломатический союз республик. 22 февраля 1922 г. был подписан протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик на Генуэзской конференции, а также заключать от их имени международные договоры и соглашения. Эти союзы уже имели черты федерации, и даже некоторые черты унитарного государства. Возник и первый опыт по созданию федеративного Советского государства – создание Закавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. К концу 1922 г. воссоединение было, по сути, завершено и стало восприниматься как само собой разумеющееся. Оставалось облечь его в конституционную форму. Хозяйственный союз советских республик способствовал более тесному сближению республик и подвел их к необходимости политического объединения – создания СССР. Но за очевидными прагматическими причинами стояла и фундаментальная причина, которая и обусловила собирание в течение ряда столетий множества народов в большую и сильную страну. Это-притяжение сходных по своему мироощущению народов к ядру России, русскому суперэтносу с его «державным» чувством. Есть рациональные объяснения тех выгод, которые малые народы получали от вхождения в эту державу (спасение от изматывающих конфликтов, подключение к крупным ресурсам развития, ограничение власти местных феодальных хищников, экономия на собственной государственности и т.д.). РСФСР занимала 92 % территории и включала в себя 72 % населения будущего Союза. Но вся совокупность этих факторов создавала нечто большее – ощущение общей исторической судьбы. Общественная собственность на средства производства (и, прежде всего на землю) усилила это ощущение. С другой стороны, новые независимые государственные образования не имели перспектив утвердиться. Даже республики Прибалтики, по своей культуре сильно отличавшиеся от других народов России и имевшие более развитую национальную буржуазию, все двадцать лет своей независимости провели в состоянии застоя, не обнаружив импульса к развитию. Для этого не было массовой поддержки, да и национальные элиты не проявляли стремления бороться за независимость – видимых выгод это не обещало. Образование СССР было наиболее разумным, почти неизбежным в тех условиях способом обустройства народов после гражданской войны. 30 декабря 1922 г. собрался I Съезд Советов СССР, на котором были в основном утверждены Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. За создание Союза высказались представительные органы всех будущих участников. Но по вопросу о принципах национально-государственного устройства возникли острые дискуссии. И.В.Сталин, член комиссии, готовившей вопрос к Пленуму ЦК РКП(б) разработал проект, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входили в состав РСФСР на правах автономных республик (эта идея получила название автономизации). Это понизило бы статус союзных республик, сдвигало бы федерацию в сторону унитарного государства. Мнения разделились. Когда стало ясно, что центральная власть нового Союза приобретает очень большие полномочия, от представителей Украины и Белоруссии поступили предложения, сводящие Союз к конфедерации. Это вызвало большое беспокойство в партийном руководстве. В.И.Ленин резко выступил против «автономизации», за равноправие республик. Не имея возможности по болезни участвовать в работе Пленума ЦК партии. В.И.Ленин пишет 6 октября 1922 г. записку «О борьбе с великодержавным шовинизмом». В.И.Ленин писал: «Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т.д. Абсолютно». Дело было не в том, что Ленин был принципиальным сторонником федерации, он критиковал план Сталина как несвоевременный, а потому в данных условиях политически ошибочный. Пленум ЦК РКП(б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик. СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение, при этом государство, по его основным признакам, федеративное, а не унитарное (примечательно, что РСФСР, унитарное по своей сути государство, называлось федерацией, а СССР федерацией не назывался). Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам не федерации, а конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству. Понятие унитаризма было извращено прессой в годы перестройки. Его стали понимать как антипод демократии, а федерализм (и тем более конфедерализм) как ее синоним. На деле эти признаки вообще лежат в разных плоскостях. «Унитаризм» советской политической системы проявлялся в отношениях власти и общества, а не между субъектами государства. Особенностью устройства СССР была так называемая «двухэтажная» федерация в отношении РСФСР. С современной точки зрения это неувязка чисто формальная, т.к. РСФСР являлась, по сути, скорее унитарным государством. В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Сначала произошло национально-государственное размежевание в Средней Азии. До этого на ее территории были Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Они сложились в рамках прежнего административного деления, без учета расселения народов Средней Азии. К 1924 г. было в основном разгромлено басмачество, и установилась относительно мирная обстановка. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, курултаи Советов Бухары и Хорезма принимают постановления о национально-государственном объединении народов Средней Азии. Было проведено размежевание и созданы Узбекская и Туркменская ССР, принятые в СССР, а также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР и две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР. В СССР стало 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное государство. Была образована Таджикская ССР, вошедшая в СССР (постановление ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. и решение VI съезда Советов Союза ССР 17 марта 1931). В составе СССР стало 7 членов. VII съезд Компартии Белоруссии поставил вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенных преимущественно белорусами. Было достигнуто соглашение ЦИКов РСФСР и БССР, на основании которого ЦИК: СССР 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездов Витебской губернии, значительной части Гомельской губернии и части Смоленской губернии, основное население которых составляли белорусы. Территория Белоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а численность населения с 1,5 млн. до 4171 тыс. человек, из которых белорусы составляли 70,4 %.
|